Больше рецензий

21 марта 2022 г. 17:08

5K

5 Отверженные

Отверженный! Ты, скипетром закона,
Помеченный на правом растерзанье!
Где ангелы под масками грифона
Алкают кровью вверить назиданье!

Приговоренный! Лезвием безликим
Источен разум до безумия молчанья…
Лишь взгляд кровавый утаит улики,
Как человек принял Христа страданье.
Blanche_Noir

Неровной поступью, тяжело влача бархатное бремя королевской мантии с горностаевой оторочкой, сжимая в руках рваный флаг Революции, низко сгибая стан под грозовыми вихрями эпох, безумная Франция с ликом мудрой Марианны, медленно восходила по устланному ковру золотых лилий к пьедесталу высшего уровня устройства цивилизации. Нечего греха таить, пренебрегая очевидным: исторический завиток мироздания позволил ей достичь желаемого воплощения притязаний. Но историческая память, подстрекаемая зовом призрачных предков из литературного легиона справедливости, жарко завлекает непосвященного обывателя взглянуть на Францию сквозь увеличительный монокль вневременного стекла. И узреть влажные кровавые бусы, пронзающие изысканный шелк её подола; прикоснуться к её алым ладоням, несущим чашу отравленной крови, чтобы излить негодную у подножия Правды; услышать истошный вопль отверженных приговоренных, скорбящих немой молитвой о Жизни. И почувствовать жестокое иго всеобщего преступления против Бога, сладкой занозы в общественном сознании, пришпиленной к мозгу уродливым законом о смертной казни.

Повесть Виктора Гюго взметнула перед внутренним взором гнетущие образы истлевших страниц календаря французского августа 1832 года. И вот уже липкий первобытный страх проникает скользкой лапкой за пазуху, скребётся острым коготком по коже и, нежно прорвав мягкую плотину плоти, принимается сосать под ложечкой. Нет, я не страдаю от излишней чувствительности. Но эмпаты поймут меня... Ведь не буйная пляска смерти в грязных лохмотьях тягостно сжимает сердце читателя: наш личный белый танец с ней уже заказан. Нет, здесь строки дневника приговоренного щедро разделят с читателем истерзанную душу несчастного, отвергнутого обществом, помеченного законом, попранного природой и, наконец, забытого Вселенной. А что есть Вселенная? Бог? Не знаю. Но коллективная дьявольская кара, общим жертвоприношением, любовно отдаёт тёмную душу человека на вечный алтарь мрачного Харона. Мятущаяся мысль стучит в виски: можно назвать благим делом зло, призванное к отмщению за поруганное добро? Нет. Уж не кривляние ли гнусной толпы породило эти удалые строки в оргиях извращённого удовольствия на Гревской площади? Может быть. Но от поисков истоков не изменится русло ручья жизни отверженного, преградой которому станет высокая стена могущества правосудия.

Дневник приговоренного имеет два подспорья, умело соединяющие мостиком идеи социально-психологический фундамент повести. Стремление Гюго проколоть радужный пузырь сытого довольства законопослушного чиновнического аппарата сводится к изобличению социальных последствий применения смертной казни. Калейдоскоп жутких примеров (не зверских, нет! у животных честная игра за жизнь и смерть!) человеческих пыток ближнего своего вспышками кровавого фонтана орошает сознание. Разве могли иметь, простите, воспитывающий эффект публичные линчевания, повешения, отпиливания и, наконец, гильотина?.. Почему же такой глухой была достопочтенная Франция к мольбам прозревших? Психологический аспект воплощен непосредственно дневником несчастного узника судьбы. Молодой человек благородного происхождения, запятнавший атласные манжеты преступлением, о котором умалчивает Виктор Гюго, подобно каждому из нас имеет душу. И она мечется в плотном склепе тела, бьется о стены его заплесневелой оболочки, падает всё ниже в целебной агонии сознания… Жутко. Сложно оправдать жестокость, но невозможно оправдать такой взаимный акт исцеления общества. Разве отверженный от неба и земли найдет искупление в смерти?

Глубина повести неисчислима, учитывая эпохальный контекст создания. Гюго, как и множество литературных апологетов отмены смертной казни (Вольтер, А. Камю) в привычной манере великого искусства создал манифест борьбы с язвой на теле общественного строя. Долог путь был уготован этому трудному процессу. В недалёком 1981 году французы упразднили кровожадную фрейлину Смерти – Гильотину. Но память про отверженных кровавым законом мерно дышит на полках… В назидание будущему – в беспокойных снах прошлого.

Комментарии


Давно мучает вопрос, а такая необычная манера письма, полная красивых прилагательных и сравнений тяжело даётся, т.е. приходится вдумчиво подбирать слова или же это все естественно складывается в голове?
Я вот единственное над чем стараюсь работать - не использовать подряд одинаковые слова и то часто со скрипом нахожу синонимы:)


Галя, большое спасибо тебе за такие добрые слова:) Смутила меня...)
Порой, становится немного страшно, что смысл мною написанного внезапно утонет в пёстром коконе художественных наслоений.))
В основном, стиль моих отзывов зависит от книги: с классикой пишется на одном дыхании, а современная литература иногда слегка терзает сознание.)
А я вот отмечала, что твои рецензии всегда наполнены ясным взглядом взыскательного и острого ума. Они живые, тёплые, и очень интересные.) Всегда читаю тебя с огромным удовольствием.)

Большое спасибо за внимание, Галя.)


Начало - великолепно; доставило мне огромное наслаждение! Сочное полнострунное, как насыщенная бархатом нижняя нота . Безумная Франция с флагом революций=свободы в руках , с мантией лилий на плечах .... Очень изысканное сравнение — одним оборотом осветить исторический , духовный опыт !  Мятежник Гюго мне всегда казался олицетворением Франции : человек , что дал ей новое имя, воздвиг ее как храм , пленительный для иностранцев , величественный для французов .
( С треском и воплями , конечно)
Не последнюю роль отыграли и произведения , подобные этому. Сегодня они только ещё одна галочка в чек-листе , воспитательный момент; но если взором художника , мыслителя охватить — какие колоссальные сдвиги сознания. Общество , сохраняющее как дань истории почти всю атрибутику Средневековья , тоже приговорено.  Вспомните словечко на стенах Нотр-Дам! И благодаря Вам , в рецензии с лёгкостью проследим путь воссоздания новой Франции , а следом за нею - и мира.
Огромное Вам спасибо за столь прекрасную , полновесную рецензию )))

Ксения, признаюсь, мне очень приятно читать такой изящный отзыв к моим впечатлениям.) Вы, словно краешком души прикоснулись к струнам моих мыслей и эта совместная мелодия наполнила рецензию дивными полутонами звучания.)
Знаете, мне тоже кажется, что могущественный образ Гюго незримо довлеет над мрачными французскими крышами, словно заоблачный символ, хранящий незыблемое величие своей мятущейся страны. Кажется, Гюго и Нотр-Дам, воплощают душу и дух Франции сквозь временно-пространственную линзу восприятия. Пронзая стылое молчание веков, стон колокола Собора напоминает о великом шествии Франции от жуткого Рока к светлой Судьбе.)
Ксения, благодарю Вас от всей души за такое чуткое прочтение моей рецензии.)) Рада была встретить Вас у себя.)