Больше рецензий

renigbooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2022 г. 20:35

2K

5 Бриллиантовый век Виктории

На прочтение этой книги меня сподвиг замечательный сериал «Виктория» с Дженной Коулман в главной роли, все вышедшие на данный момент сезоны которого я с удовольствием пересмотрел этой зимой. Однако телефильм охватывает лишь молодые годы королевы, и для более близкого знакомства с её биографией я взялся за данное издание, полтора года дожидавшееся своего часа на книжной полке. Несколько лет назад я уже читал жизнеописание другой английской королевы — ныне царствующей Елизаветы II, написанное американским историком Салли Беделл Смит, поэтому имел возможность проследить некоторые параллели в судьбах этих правительниц: обе они взошли на трон в молодом возрасте и стали самыми долгоправящими монархами в истории Великобритании на данный момент; обе вышли замуж по любви и создали большие семьи (только принц Альберт Саксен-Кобургский скоропостижно скончался в возрасте 42 лет, а герцог Эдинбургский умер год назад, не дотянув пары месяцев до своего столетия); у обеих были непростые отношения со старшими сыновьями, которые стали самыми «возрастными» принцами Уэльскими в истории страны.

Книга начинается с описания грандиозного празднования бриллиантового юбилея царствования Виктории, которое стало последним торжеством подобного размаха в истории старой доброй Англии, «танцевавшей свой последний вальс в преддверии ужасов новейшего времени». Страна, ставшая великой колониальной империей и «владычицей морей» в долгое правление «бабушки Европы», воздавала ей должные почести. Смерть королевы Соединённого королевства Великобритании и Ирландии и императрицы Индии пришлась на стык веков — январь 1901 года, и вместе с ней завершились и викторианская эпоха, и XIX век...

Но всё это будет потом, а сейчас перед нами маленькая непоседа по имени Александрина Виктория, или просто Дрина, у которой не было детства как такового: с самого рождения она росла в «парниковых условиях» Кенсингтонского дворца под строгим надзором своей амбициозной матери и бывшего конюшего её мужа Джона Конроя, провозгласившего себя «контролёром» малолетней принцессы. С одной стороны, взросление в подобных обстоятельствах приучило Вики к скромности и умению находить радость в простых вещах, а с другой — уберегло её жизнь с условиях беспрерывной грызни за право наследования престола между сыновьями безумного Георга III, оградив от тлетворного влияния королевского двора, где царили распутство и разврат.

Другом и наставником Дрины был её любимый дядя Леопольд, ставший в 1831 году королём Бельгии. Он сыграл важную роль в её судьбе, сначала выдав свою вдовствующую сестру Виктуар Лейнинген замуж за герцога Кентского (в браке которых и родилась Виктория), а затем сосватав за юную королеву своего племянника Альберта, саксонского принца Кобург-Готского. В сериале с ролью мудрого и галантного короля прекрасно справился британский актёр Алекс Дженнингс, столь же убедительно сыгравший затем отрёкшегося от престола Эдуарда VIII, герцога Виндзорского в нашумевшей «Короне».

Портрет Виктории, представленный её биографами читателю, неоднозначен и противоречив: она могла до слёз хохотать над не самой смешной шуткой и тут же впадать в такую ярость, от которой дрожали стены королевских покоев. Танцы ночь напролёт сменялись длительными депрессиями, а сострадание и щедрость по отношению к слугам и беднякам уживались в ней с поразительной холодностью и скупостью к собственным детям. Каждое слово мужа было для неё законом и непререкаемой истиной. «Дети ничто для меня, когда его нет рядом», — говорила королева. Своей старшей дочери Вики, только что похоронившей двухлетнего сына, она надменно заявила: «Потеря ребёнка — это ничто по сравнению с потерей мужа».

Пустому трёпу с придворными дамами эта властная государыня предпочитала задушевные разговоры о жизни со своими слугами, но зачастую выбор ею фаворитов был весьма двусмысленным и порочащим — как репутацию самого суверена, так и имидж британской монархии в целом. Так, мрачный шотландец Джон Браун, которого позже будут сравнивать с Григорием Распутиным, обходился с Викторией крайне фамильярно, бесцеремонно вмешиваясь во все её дела и навязывая свои советы по любому вопросу. В конце книги авторы приходят к выводу, что «привязанность королевы к её дорогому гилли не может быть истолкована двусмысленно. Речь здесь идёт о банальной любовной истории», хотя представленные ими факты и свидетельства не дают оснований для столь категоричного заявления. Отдельная тема — индийский слуга Виктории, высокомерный и наглый Абдул Карим Мунши, который, возомнив себя знатной особой, требовал у неё титулов, наград и подарков в виде собственных коттеджей и экипажей, не стесняясь при этом воровать драгоценности из королевских сундуков. И попробуй хоть слово сказать королеве супротив её любимчиков, как она тут же прикидывалась слепой и глухой.

Авторам книги удалось создать столь же яркую портретную галерею британских премьер-министров: философствующего лорда Мельбурна, энергичного Роберта Пиля и «ужасного», во многом напоминающего Уинстона Черчилля, лорда Пальмерстона, образы которых в полной мере раскрыты и в сериале. Интересно описание взаимоотношений Виктории с русскими царями, которых она за глаза называла «варварами», и любимыми ею французскими королями Луи-Филиппом и Наполеоном III. Сына последнего — Луи-Наполеона — она любила как родного и тяжело переживала его гибель (несколько назойливое акцентирование франкофильства героини книги объясняется тем, что её авторы — французы).

Для себя я сделал открытие, что описываемую эпоху ошибочно именовать викторианской, — во всех отношениях это была эра принца Альберта, который с истинно немецким педантизмом насаждал в английском обществе свои пуританские принципы «сексуальной контрреволюции» и «сурового морализма»: богобоязненность, отказ от ненужных трат, воздержание от увеселений и публичного проявления чувств, строгость в воспитании детей. Виной всех бед этот моралист считал распущенность, которая включала «в себя и разгульную жизнь, и супружескую неверность, и азартные игры, и вечные долги. День за днём он всё глубже загонял жизнерадостную и необузданную натуру жены под панцирь строгих принципов германо-лютеранского происхождения».

И если сам он свято чтил свой моральный кодекс, то в обществе ничего не менялось: в нищих кварталах по-прежнему процветала проституция, а в элитных клубах застёгнутых на все пуговицы высокородных лордов — гомосексуализм (адептами которого, помимо прочих, были даже некоторые зятья и внуки Виктории). Жизнь наследника престола, будущего короля Эдуарда VII, напоминала одну грандиозную вечеринку, а премьер-министр Уильям Гладстон в свободное время ходил по злачным местам «спасать души» проституток, читая им Библию, и, судя по его дневниковым записям, не всегда мог устоять перед искушением и грехопадением. Промышленная революция привела к стремительному росту преступности и массовому обнищанию населения, трудившегося в нечеловеческих условиях по 15–17 часов в день и вынужденного ютиться в зловонных трущобах, что во всех мрачных красках живописали в своих сочинениях Диккенс и Энгельс.

По прочтении книги складывается представление, что именно принц-консорт на протяжении 20 лет был фактическим королём Англии, взявшим на себя работу со всеми королевскими бумагами, сочинение различных меморандумов, встречи с министрами и прочие обязанности, со временем надоевшие его венценосной супруге. Его стараниями было введено преподавание химии, физики, геологии, медицины и прочих дисциплин в британских университетах, открыты школы для детей из неимущих семей и сыновей офицеров, погибших на полях сражений, организованы курсы по обучению грамоте крестьян (принц «сам регулярно проверял тетради учащихся»), строились коттеджи с проведённой в них канализацией... Королева была убеждена, что привычка Альберта переутомлять себя непосильной работой и стала причиной столь раннего его ухода.

После смерти мужа, по которому она носила траур до конца своих дней, миру явилась новая Виктория: «Не было на свете более несчастного существа, чем королева Англии. А посему и никто другой не имел права быть счастливым. Ни её придворные, ни её народ, ни даже её дети, которым она постоянно и навязчиво демонстрировала своё безутешное горе». Отныне вся жизнь вдовствующей государыни была посвящена насаждению культа принца-консорта: его именем называли улицы и учреждения, воздвигали памятники и мемориалы во всех городах и весях, повсюду были установлены бюсты и портреты Альберта, огромными тиражами издавались его многотомные биографии и сборники речей (по этому алгоритму 60 лет спустя в СССР будут увековечивать память Ильича). Добровольное отстранение Виктории от монарших дел после смерти её «дорогого ангела» порождало упорные слухи, что она унаследовала от своего деда Георга III лёгкую степень «ганноверского безумия». Другие полагали, что причиной уклонения королевы от выполнения своих обязанностей был страх оказаться не на высоте без привычной и незаменимой помощи её «дражайшего супруга», что представляется более правдоподобной версией.

Пожалуй, это первая на моей памяти книга в серии ЖЗЛ, в которой столь много внимания уделялось бы всем детям, зятьям, невесткам и внукам заглавной героини, их взаимоотношениям с ней и друг с другом. Так же подробно раскрыта интересная тема родственных связей королевских дворов Европы: например, сын Виктории Альфред женился на дочери Александра II Марии, одна из её внучек вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (брата Александра III), другая — за Николая II, чьей матерью была свояченица Эдуарда VII.

Вслед за авторами этой биографии можно заключить, что царственная Виктория, давшая своё имя целой эпохе в истории Великобритании и мировой культуре, была не государственным или политическим деятелем, а символом величия колониальной империи, объединявшим её подданных во всех концах света, давая им возможность ощущать себя единой нацией и гордиться ею. Рекомендую эту увлекательную книгу всем, кто интересуется биографиями королевы Виктории и принца Альберта, викторианской эпохой и её культурой, историей Великобритании и европейских монархий.

На фото: Виктория в окружении своих родных в Кобурге в апреле 1894 года. Слева от королевы сидит её внук кайзер Вильгельм II, за ним во втором ряду стоит цесаревич Николай Александрович рядом со своей будущей женой Александрой Фёдоровной — внучкой Виктории Аликс Гессен-Дармштадтской. За Николаем в третьем ряду стоят наследник британского престола — будущий король Эдуард VII и его сестра Беатриса. В центре четвёртого ряда — великий князь Сергей Александрович, брат Александра III и муж внучки Виктории Елизаветы Гессен-Дармштадтской (Елизаветы Фёдоровны).
Колоризация @royaltyincolour
картинка renigbooks

Комментарии


Не совсем в тему. Но пока вспомнил. Первый раз когда на фотографии Викторию увидел - первое впечатление было - торговка-хабалка с рынка.