Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 марта 2022 г. 18:03

1K

4 Биография русской революции через субъективное восприятие

Перед нами 40 лет русской истории, которую мы наблюдаем, в том числе, и через призму восприятия Клима Самгина. Две революции, трагедия, произошедшая на Ходынском поле и "кровавое воскресенье". Все события этих 40 лет Горький изображает как хроникер. Мы видим всё здесь и сейчас. Ход времени и исторических событий как они были, неподвластные воле человека, который хотел бы оказаться вне этого времени.

Но, как я уже сказала, к историческим событиям "примешивается" субъективный взгляд на них главного героя. В этом и заключается основной конфликт романа - конфликт между героем и эпохой, в которой он живет.

Самгин - двойственный герой. Он неглуп, но в то же время Клима это тяготит, он отрицает свою принадлежность к интеллигенции. А ведь в самом начале эпопеи Клим был убежден в своей уникальности и "самости". Возможно именно поэтому Горький и наделил его такой фамилией.

Свое душевное состояние Клим еще в юности оценил как “смуту”. В подростковом возрасте всё то, что позже будет разъедать Клима во взрослом возрасте, только растет.

В конце книги Клим Самгин говорит, что "еще не познал себя". И, пожалуй, она наиболее четко характеризует этого персонажа.

Хоть Самгину и отводится значительная роль во всей эпопее, но главный герой тут не он, а народ.



"Слово «народ» было удивительно емким, оно вмещало самые разнообразные чувства. О народе говорили жалобно и почтительно, радостно и озабоченно. Таня Куликова явно в чем-то завидовала народу, отец называл его страдальцем, а Варавка – губошлепом. Клим знал; что народ – это мужики и бабы, живущие в деревнях, они по средам приезжают в город продавать дрова, грибы, картофель и капусту. Но этот народ он не считал тем, настоящим, о котором так много и заботливо говорят, сочиняют стихи, которого все любят, жалеют и единодушно желают ему счастья.

Настоящий народ Клим воображал неисчислимой толпой людей огромного роста, несчастных и страшных, как чудовищный нищий Вавилов...

Взрослые говорили о нем. с сожалением, милостыню давали ему почтительно, Климу казалось, что они в чем-то виноваты пред этим нищим и, пожалуй, даже немножко боятся его, так же, как боялся Клим. "

Это становится тем очевиднее, чем дальше мы продвигаемся по сюжету. Горький акцентирует на этом внимание, прибегая к частому для себя приему - случайно выхваченных диалогов. Читатель "подслушивает" разговоры людей в поездах, на рынках, площадях и улицах. Такой прием помогает лучше передать настроение и взгляды простого народа.

Таким образом Горький акцентирует внимание на незрелости сознания, на неопределенности идеалов, типичных для трудовой России той поры. Вместе с тем Горький дает понять, что народ приблизился к той роковой грани, за пределами которой начнется возрождение.

Это мы видим в конце первой части на примере Ходынской катастрофы. Горький переосмыслил это событие и преподнес его как символ того хаоса, разобщенности, который царит в людской среде. И вот происходит эта страшная давка, которая должна стать для народа своеобразным катализатором, началом освобождения от вековых иллюзий. Да, этот путь тернист и стоит многих жертв, но, как утверждает Горький, он того стоит.

В этом эпизоде участники и свидетели события обсуждают отменят ли фейерверк, ведь погибло много людей. Но фейерверк происходит. Потерявшим своих родных и близких запрещают рыть могилы и носить траур - ведь праздник и его нельзя омрачать.

Не только этим абсурдом Горький показывает, что царский режим себя изжил. Писатель показывает смерть дяди Хрисанфа, чтобы это событие стало максимально близким для Клима Самгина. Ведь сам Клим не пошел на Ходынку.

Дядя Хрисанф верил в монархию и видел в царе героя, который может сделать жизнь лучше. И вот, безумная толпа его раздавила, как и многих других. Произошло это на царских гуляниях, после которых измятый и грязный народ чувствует себя виноватым, потому что поняли, что топтали своих же, потому что обезумевшая толпа, страшная и неуправляемая.

И так поступательно, шаг за шагом, Горький показывает, что же привело к событиям 1905 года, как менялся народ, как всё окружающее отражалось на людях, как постепенно в головах зарождалась идея революции.

Исторические события в книге не просто фон, на котором взаимодействуют герои, а реальность, в которой пришлось жить людям.

Горький не окончил эту эпопею, но ее финал не остается загадкой для читателя. Дальнейшая судьба Клима Самгина вполне предсказуема.



"Самгин, не желая дальнейшего общения со Стратоновым, быстро ушел из буфета, недовольный собою, намереваясь идти домой и там обдумать все, что видел, слышал."