Больше рецензий

16 марта 2022 г. 01:26

2K

2.5 Смотревшему как бы бесплотным взором, так было хорошо, легко, спокойно

Бердяева я читала впервые и ожидала, наверное, большего. Или, возможно, меньшего. Меньше того, что так характерно для русской религиозной философии ХХ века. Мне всегда казалось, что Николай Бердяев - это такой философ, который пишет легко о сложном (в своей области интересов). Примерно как Фромм о психологии. И что его понимание христианства ближе к западному и более либеральному. Я очень удивилась, обнаружив, что у него, однако, прослеживаются все те же философские нарративы Соловьёва, отчасти Флоренского и Франка. Несмотря на то, что русская философия, совпадающая по хронологии с Серебряным веком в поэзии (и ощутившая его влияния), явление очень самобытное, всё же становится всё более очевидно, что все эти философы - довлеющие к западной мысли, или же склонные к почвенничеству - тем не менее, очень похожи между собой. Средневековая теология также породила множество различных мыслителей, но перед ними стояла одна задача, а методы её решения оказывались сходны: таким образом, представитель поздней Античности Боэций влияет на Августина, а тот в свою очередь на Ансельма с его уникальным онтологическим аргументом, и связь прослеживается аж до Фомы Аквинского, большого систематика. Так и тут: вроде бы Семён Франк с его интересом к доказательству бытия Бога и западной манерой выстраивать философскую систему ничем не похож на Николая Бердяева, а всё же их объединяет идея всеединства, например. И снова все дороги ведут к Соловьёву.
Сборник "Эрос и личность" - это микс философии Соловьёва, платонизма и идей религиозно-философского общества Мережковского и Гиппиус. Он был составлен не самим Бердяевым и включает в себя статьи и выдержки из его работ, касающиеся темы любви во всех её смыслах.

Письмо будущей жене: В этом письме к Лидии Рапп Бердяев пытается на конкретных примерах обосновать некоторые положения своего учения о поле. Здесь он ещё не так радикален и придаёт больше значение физической любви, рассуждая о страсти и желании.
Метафизика пола и любви: Здесь представлены избранные главы из одноимённой книги Бердяева. Главным образом, он рассуждает о том, чем отличаются понятия родовой и половой любви, отдавая предпочтение последней. Он начинает объяснять, что означает "пол" в христианском учении. И пока что это выглядит разумно.
По поводу одной замечательной книги: "Одна замечательная книга" - это "Пол и характер" Отто Вейнингера. Можно много спорить о том, насколько замечательна эта книга. Бердяеву она нравится, хотя и не без оговорок. Он находит в ней отражение своих идей, отмечая всё же, что Вейнингер в своей позиции излишне радикален.
Смысл творчества: Выдержки из ещё одной важной работы Бердяева. Здесь его философские идеи развернулись уже во всей красе и начинают, на мой взгляд, несколько конфликтовать с христианством. В частности здесь возникает идея андрогинности-бисексуальности (то есть двуполости), дефиниция Христа как андрогина, физический аспект половой любви практически полностью отвергается, как и родовая любовь (которая до этого только критиковалась). Читать это утомительно, особенно учитывая своеобразную терминологию Бердяева.
Миросозерцание Достовеского: Хорошая статья Бердяева об аспекте любви в творчестве Достоевского. Рассматриваются любовные взаимоотношения в его основных романах. Никаких особенных инсайтов здесь нет, но написано занимательно, а также даёт возможность вспомнить сюжеты произведений Достоевского, ну или отчасти познакомиться с ними перед прочтением.
Спасение и творчество: Небольшое рассуждение о том, какой должна быть христианская любовь. На этот раз без андрогинов, всё чинно и как полагается.
О рабстве и свободе человека: Снова о любви, на этот раз в её светском понимании, если можно так сказать. Рассматриваются древнегреческие виды любви, философские учения о любви, а также взгляды на любовь разных представителей русской философии. Всё очень конспективно.
Размышление об эросе: Тут всё ясно из названия. Речь идёт о деструктивном содержании эротической любви. Своё рассуждение Бердяев иллюстрирует примерами из философии, литературы и личного опыта.
Повесть о небесном роде: Любопытная, кстати, вещь! Это рецензия Бердяева на мистические публикации Анны Шмидт. Он отмечает, что это уникальное для русской культуры событие - откровения женщины-мистика. И в самом деле: западных католических мистиков предостаточно, в том числе и женщин, а в русской христианской традиции всё совсем иначе.

Я никогда не пыталась основательно познакомиться с творчеством Бердяева. Поэтому мне сложно сказать, стали ли его взгляды со временем более радикальными или наоборот смягчились. По хронологии этого сборника более вероятным кажется первый вариант. Бердяев начал с философского осмысления христианства, со временем полностью переиначив это учение под свои взгляды. Любовь для него - это не общефилософский вопрос, который можно рассмотреть в рамках христианской любви или любви как категории этики. Нет, большое внимание он уделяет месту физической любви-эроса в философской жизни человека. Кажется, что сперва он осуждает аскетизм и нежизнеспособную любовь, которая им порождается, но затем в творчестве Бердяева любовь сама начинает напоминать некоторое искусственное порождение, а границы пола (которому он придавал такое огромное значение вначале) стираются.