Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2022 г. 14:30

309

4

Не помню, был ли я в возрасте героев этой книги, когда читал её впервые, или чуть старше. Помимо мелких подробностей, с того времени мне запомнилась только первая история – про любовь. Возможно, именно по этой причине эта история – первая; я задумывался, почему так. Сейчас я выше оценил смысл других историй тоже (для подростков тогда старались писать умно; насколько это получилось у Иванова в данной повести, судить вам).

Идея повести в целом очень хороша, особенно её раскрашивают «анонимные» вставки, которых можно было бы написать и больше, они помогают охватывать весь класс, так как многие из рассказов предельно минималистичны. Рассказы нацелены на внутреннее развитие подростков с акцентом на наследование (от родственников и не только). Это – очень непростой жанр, и насколько удачно он реализован в данном случае... Каждый решит соответственно собственному восприятию. Мне показалось, что заключительная глава, «В старинном Ленинграде», получилась не такая удачная, как, например, «Святое дело» (где, кстати, тоже мимоходом появляется в подходящий момент отец). Возможно, главе «Никаких проблем» не хватает некоего закругления. Ну и, конечно, советские методы воспитания выступают на первый план; может, и неплохо, что современным ученикам не дано собирать металлолом. Но, опять же, это лишь усиливает субъективность восприятия сюжетов.

История первая, «В бесконечном лесу», которая не только идёт первой, но и даёт название всей повести, - про влюблённость, которая в шестом классе сводится к вниманию и заботе. Видимо, это автор и посчитал главным?

История вторая, «Отстающая Лавренёва», - типичная советская история о том, как учеников обучали ответственности за себя, возлагая на них ответственность за других. Сейчас даже выглядит немножко пугающей. Столь минимальное воздействие учителей... Впрочем, мы опять имеем дело с субъективным элементом.

История третья, «Целебная порода», как ни странно, тоже исключает влияние взрослых, которые могли решить вопрос одним высказыванием. Я согласен, что подростки вполне могут отгораживаться от взрослых, и собирать их в группы значит отдавать им право решений, которые зачастую просто абсурдны, но так оно было и будет.

История четвёртая, «Святое дело», самая драматичная, про борьбу и жертву, также предполагает безучастность взрослых – в конце, к моему удивлению, оказалось, что ни родители, ни школа, ни музей, например, не выделили деньги ребятам для поездки. А ведь в советское время это было куда менее затратно.

Понятно, что подобное «отсутствие» взрослых – литературный ход Иванова, решившего показать, что в человеке без воздействия авторитетов изначально заложено понимание добра и зла, но всё равно, выглядит печально. Хотя, вопрос, какое поколение отворачивается от какого, можно вести долго...

История пятая, «Целый день, проведённый с отцом», вроде бы о том, как подростку смириться с разводом родителей. Мало того, что Иванов показал это в самой благоприятной версии, но получилось так, что Боре, собственно, не с кем поговорить о своих сомнениях. Если бы они стояли чуть острее, у парня осталась бы психологическая травма, и тут наш литератор с его желанием показать, что всё на самом деле хорошо, просто потворствует своей идее.

История шестая, «Никаких проблем», поднимает интересный вопрос «серого персонажа». Рассказ неплох, но, опять же, мысль о том, что главное – не напортачить и сдержаться в момент аффекта, не совсем верна. Зато чувствуется, как человек находится под сильным влиянием общего настроя (к чистоте классной комнаты). Не зря Гюго сказал что-то вроде «проблемы слабых – это вина сильных»; тут получилось наоборот.

История седьмая, «В старинном Ленинграде», самая, на мой взгляд, неубедительная. Столько написать для выражения простой мысли, что «самые важные вещи в жизни даются даром», да ещё поддерживая это сценой благожелательной обстановки в коммунальной квартире... По-моему, примитивная философия и неудачная демонстрация. Хотя, опять же, мой шестой класс уже – ого-го!

Итог такой: я не всегда согласен с Ивановым сейчас, но считаю его весьма своеобразным и нужным писателем, даже в 2022 году. Для взрослых – 4, для подростков, наверное, выше.

Комментарии


Ммм, какие вкусные истории, утащу в Хотелки, только смущает приписка "Для мл. шк. возраста", истории то про шестиклассников, а это уже средний школьный возраст.


Думаю, не пожалеете. Тем паче что поднимаемые проблемы далеко не уровня младшего возраста ^^