Больше рецензий

Markress

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 марта 2022 г. 23:05

3K

4

"Палач любви" - книга экзистенциального психотерапевта и известного писателя Ирвина Ялома. Основной темой является осознание страха смерти, принятие конечности человеческого существования и на этой основе изменение жизни пациента в лучшую сторону.

Сборник состоит из десяти случаев из практики Ирвина Ялома, которые описаны им с большой долей откровенности. Но не столько сами пациенты обнажены перед читателем, сколько сам психотерапевт открывает свои сугубо личные черты, тайны, оплошности, победы и провалы. Иногда эта безграничная откровенность автора приводила в недоумение и отталкивала. В рассказах плотно переплетаются любовь, секс, страх старения и смерти, одиночество, ненависть к себе, боль потери, сожаление об упущенных возможностях. Почти во всех историях Ялом использует цитаты известных личностей, изысканные метафоры и старается как можно более доходчиво и просто объяснить анализ случаев и выбор своих методов лечения теорией психологии.

Заглавной историей, давшей название сборнику, является повесть "Палач любви". Главная героиня 70-тилетняя Тельма страдает от неистовой любви к своему бывшему психотерапевту. Восемь лет назад у них закрутился краткосрочный роман, который стал триггером тяжелого психического состояния женщины, приведшего к попытке самоубийства. Несмотря на некоторую скуку моментами, читать было интересно. Доктору Яломы почти удалось излечить пациентку от этой любви, но принесло ли ей это лечение искомое облегчение?

Вторая история называется очень провокационно - "Если бы насилие было разрешено...", но приводит читателя к вполне благостному выводу. Карлос смертельно болен и зациклен на сексе. Неприятный случай во время групповой психотерапии наводит пациента и врача на разговор о потайных желаниях и их реальных последствиях, что становится толчком для улучшения эмоционального состояния пациента и его взаимодействия с другими людьми.

Третий случай "Умер не тот ребёнок"касается болезненной темы - смерти ребенка. Пациентка несколько лет не может справится с переживаниями по поводу смерти дочери, врач пытается найти ответы в ее проблемах в прошлом и указать ей на необходимость заботы о живых детях.

Четвертая история "Толстуха" - самая нетолерантная в современных реалиях общества. Но и очень откровенная. Именно в ней автор-психотерапевт становится основным героем, рассказывая о своей неприязни к полным людям. Вот как пишет в послесловии, написанном  спустя 25 лет после выхода книги, сам Ялом:



Это рассказ о контрпереносе: иррациональных, часто постыдных чувствах, которые терапевт испытывает по отношению к пациенту и которые составляют серьезное препятствие для терапии. Мои отрицательные чувства по отношению к людям, страдающим ожирением, помешали мне достичь той глубокой вовлеченности, которая, по моему убеждению, необходима для эффективной терапии. Пока я боролся с этими чувствами в глубине себя, я не предполагал, что пациентка ощущает их. Напротив, она очень точно поняла мои чувства, о чем она подробно рассказывает в конце истории. История описывает мою борьбу по преодолению этих неконтролируемых чувств, чтобы установить отношение с пациентом на человеческом уровне. 

Конец истории по всем канонам мелодрамы похож на преображение Золушки перед балом. Пациентка не только осознала свой страх смерти и то, что "жизнь нужно проживать сейчас, ее нельзя без конца откладывать".

Пятый рассказ "Я никогда не думала, что это может случится со мной" о том, как неприятный инцидент с кражей сумочки обнажил в пациентке, переживающей потерю мужа, незащищенность и потребность в близости.

Шестая история "Не ходи крадучись" о природе излишней скрытности у пожилого, но бодрого и моложавого мужчины, который хранил письма своей давно умершей возлюбленной.

Седьмая история "Две улыбки" о казусах интерпретации поведения другого человека. Мари страдала от постоянных болей лицевого нерва после травмы и операций, и психотерапевт предложил ей пройти сеанс гипноза у другого врача. В ходе терапии автор замечает у пациентки две особые улыбки и интерпретирует их, опираясь на знание ее личности. То же делает и гипнотерапевт, делясь своими выводами. Каково же было удивление психотерапевта, когда он выяснил у Мари, что ни впечатления гипнотерапевта, ни его выводы об улыбках не совпали с реальными причинами этого простого сигнала.



Невозможность познать другого связана не только с проблемами, которые я описал: глубинными структурами образа и языка, намеренным или случайным решением человека скрывать что-либо, слепыми пятнами в поле зрения наблюдателя, – но и с необыкновенным богатством и сложностью каждого отдельного человека. В то время как для распознавания биохимической и электрической активности мозга предпринимаются грандиозные научные проекты, поток переживаний каждого человека настолько сложен, что всегда будет опережать любую новейшую технологию перехвата информации.

Восьмой рассказ "Три нераспечатанных письма" оказался самым захватывающим. По интриге совсем немного уступил детективу. Нейробиолог Саул впал в глубочайшую депрессию из-за трех писем, пришедших из Стокгольмского университета, где он некоторое время назад вел научную работу. Он боялся их даже распечатать, убедив себя, что они содержат гневные отповеди о его непрофессионализме. Саул довел себя своим страхом и предварительным самоистязанием, корни которого росли из сиротского детства, до невменяемого состояния. Но помог случай.

Девятая история "Терапевтическая моногамия" - вовсе не об отказе от промискуитета в терапевтических целях. Речь о верности психотерапевта своему пациенту. Точнее пациентке Мардж, страдающей от заикания и глобального непринятия себя, что приводит к расколу ее личности и появлению нового и более приятного для доктора собеседника. Этот факт и ставит врача перед выбором верного метода лечения.

Десятый закрывающий рассказ "В поисках сновидца" повествует о том, как доктору удалось найти подход к решению проблемы пациента, страдающего мигренями и половой дисфункцией, через последовательную интерпретацию его снов.

Сборник завершает Послесловие "Перечитывая "Палача любви" в восьмидесятилетнем возрасте", в котором автор делится своими впечатлениями о перечитанной книге и деталями ее написания.

Книга прочитана в рамках "Книжной игры в кальмара" в Каста-пси.