Больше рецензий

Laszlita

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 мая 2013 г. 11:16

530

3

Какое завораживающее название - "Волшебники приходят к людям". Именно благодаря ему книга и попала в мою библиотеку. Предисловие под названием «Беззаветный рыцарь детства» написал нежно любимый мною Лев Разгон. До одиннадцатой страницы - начала собственно шаровского текста - я была полна радостных надежд на захватывающее чтение о сказках и сказочниках.

Но волшебство кончилось, не успев начаться. И ведь интересная задумка - чередовать сюжеты сказок с эпизодами из жизни их авторов. Если кому-нибудь из современных авторов удастся превратить эту идею в увлекательную книгу, я буду ее первым покупателем. Но попытка Александра Шарова кажется мне не слишком удачной. Тираж 100 000 экземпляров, третье издание, восемь лайвлибовцев, положительно оценивших книгу... Узнать бы у этих 300 008 человек, чем же им понравились "Волшебники...". Но первую рецензию пишу я - и мне, к несчастью, книга совсем не понравилась. Повествование напоминало то поток сознания, то винегрет из миллиона ингредиентов.

Во-первых, Шаров считает, что любого писателя можно отнести к сказочникам, коль скоро он разговаривает с читателем о чем-то добром и светлом. Поэтому круг писателей, заслуживших упоминания в этой книге, бесконечно широк. Здесь и Пришвин, и Олеша, и Гоголь, и Фонвизин, и Гейне, и Алексей Толстой, и Андрей Платонов, и Апулей. Александр Израильевич пересказывает "Детские годы Багрова-внука" Аксакова, "Историю Индий" Бартоломе де Лас Касас, "Бориса Годунова" и "Капитанскую дочку" Пушкина, "Идиота" Достоевского, «Крошку Доррит» и «Тяжелые времена» Диккенса. Писатели, о которых рассказывается во второй половине книги, уже больше похожи на сказочников - Перро, Андерсен, Трэверс, Барри, Линдгрен, Корчак, Кестнер, Сент-Экзюпери...

Каждая глава – это сумбурное (причудливое?) сплетение размышлений Шарова о добре, зле и справедливости, эпизодов из биографий писателей, длиннющих цитат из литературных произведений, и как будто бы прямой речи самих писателей, их родственников и друзей. При этом Шаров постоянно перескакивает с одного на другое, резко обрывает только что начатую мысль. Посередине главы об Аксакове вставлена главка о Владимире Дале, потом повествование так же неожиданно возвращается к Аксакову. Точно так же Олеша разрубает главу об Одоевском. Если считать это «биографическими очерками», то они совершенно несоразмерны: полные жизнеописания Погорельского, Аксакова и Ершова и по две реплики от Эриха Кестнера и Астрид Линдгрен. Заканчиваются главы непременными подробностями ухода писателей из жизни.

На пороге старости. Но ведь старость – не смерть.

…Еще раз, незадолго до смерти Сергея Тимофеевича Аксакова, возникает мальчик, с блестящими глазами и таким нежным сердцем – Сережа, чтобы больше уже не взрослеть, и не стареть, и встречать каждое поколение.


На главах про Януша Корчака и Сент-Экзюпери было легче сконцентрироваться, так как время жизни этих писателей еще не так далеко ушло от наших дней. И еще Шаров умеет очень трогательно описать отношения писателей с их матерями или нянями. Ведь прочная связь матери и ребенка, как считает Шаров, закладывается именно благодаря сказке. Правда читая это, нельзя не заметить, что тема матери, как и тема смерти, для автора очень болезненна.

Флэшмоб "Урок литературоведения № 3"

Ветка комментариев


Спасибо! очень интересная рецензия, вполне характеризующая))) Люблю, когда читатели честно оценивают прочитанное!


Спасибо! Неловко было критиковать Александра Израильевича. Несмотря на своеобразный стиль, он очень искренне пишет, от всего сердца. И после главы о Януше Корчаке я поставила книги этого автора (Корчака) в очередь на прочтение. Так что в какой-то мере Шаров до меня достучался.))