Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2022 г. 20:12

4K

3.5 Объявляется карантин

На календаре год 1665-ый. В Лондоне орудует страшная чума. Люди едва успевают хоронить мертвецов. На улицах - люди-призраки в птичьих масках, набитых разными травами. Таким образом они пытаются отгородиться от заразы. Чума - этот великий уравнитель - не щадила ни дворцы, ни хижины.
Кого-то этот опыт укреплял в вере в Создателя, других, наоборот, заставлял усомниться. Но большинство так или иначе надеялось выжить.

В центре «Года чудес» - небольшая английская деревня Иэм, расположенная на некотором удалении от путей сообщения. Казалось, такая локация должна обеспечить жителям деревни относительную свободу от опасной эпидемии. Однако вышло иначе. Главным плюсом романа для меня стало описание событий, достаточно близкое к известным источникам. Автор населила свою деревню персонажами, многие из которых имеют прототипы в истории.

Анна Фрит - главная героиня, ставшая голосом повествования.
Мы знакомимся с ней в доме мистера Момпельона, ректора деревни, где она работает служанкой.
Но так было не всегда. Анне суждено было пережить множество потерь. Она похоронила мужа и двух маленьких сыновей. Стала свидетельницей ритуального убийства, совершенного обезумевшей толпой. Жертвой агрессивного суеверия, помноженного на страх, оказалась травница, которая не боялась жить так, как ей хочется. Главное, она помогала людям - лечила болезни и занималась родовспоможением. Так, в одночасье жители деревни лишилась человека, которому едва ли они смогут найти замену. Большая часть убийц и пособников этого преступления вскоре сама стала жертвой заразной болезни. Но опасность исходит не только от чумных бацилл. Жадность, жажда отмщения, помрачение рассудка тоже готовы заявить о своих правах на людские души...
А ведь ещё недавно ничего не предвещало всех этих трагедий. Воздух не был пропитан смрадом и тленом.
Овдовевшая Анна училась жить самостоятельно. Она воспитывала двух очаровательных мальчуганов, занималась хозяйством, ходила за животными и даже начала влюбляться в своего жильца - портного из Лондона. Мужчина явно проявлял к ней серьёзный интерес. Он прекрасно ладил с её детьми. Профессия портного выглядит надёжной и совсем не такой опасной, как работа её покойного мужа. Портному для работы нужно пополнять запасы тканей. И вот однажды Анна замечает, как перед её домом сушатся новые ткани, доставленные прямиком из Лондона. Её глаз с удовольствием останавливается на ярких красках развевающихся на ветру полотен.
Историки предполагают, что именно с этими тканями в Иэм была занесена чума.
Ректор деревни, используя авторитет своего священного сана и природную силу убеждения, объявил в деревне строжайший локдаун. Только так можно остановить распространение заразы. Он призвал всех обитателей деревни проявить благородство и не покидать её пределов до окончания эпидемии. Но был ли у бедных людей выбор? Мало кто был бы рад гостям, прибывшим из источников заражения.

Автор описывает поведение людей, запертых таким образом в деревне. Оно очень разное. Испытание позволило проявиться как наиболее достойным, так и низким качествам человеческой натуры. Пока в одни семьи приходят раздоры, Анна и супруга ректора сближаются. Анна с удивлением узнаёт, какой непростой была жизнь доброжелательной миссис Момпельон.
Освещаются некоторые неприглядные оттиски эпохи, к примеру, разнообразные суеверия, борьба с ведьмами. Также показано, что, вопреки некоторым стереотипам, вовсе не все женщины спокойно переживали смерть детей в ту эпоху. Конечно, восприятие было отчасти закалено высокой детской смертностью, к сожалению отличавшей раннее Новое время, но считать, что большинство людей быстро оправлялось после потерь было бы заблуждением.

Пока что я говорила о плюсах романа. Но есть в нём одно существенное «но». Речь о его финальной части. Не буду входить в подробности. Скажу только, что у меня сложилось впечатление, будто концовка была написана к какому-то другому произведению. Вот представьте себе человека, с головы до ног одетого в максимально аутентичный костюм второй половины XVII века. В руках у него смартфон, в котором он бодро что-то печатает. Дело вовсе не в том, что завершение истории показалось мне маловероятным с точки зрения истории. В конце концов, это роман, и он совершенно не обязан быть правдоподобным. Но, на мой взгляд, финал выглядел неправдоподобным в рамках логики самой книги. Словно повествование, неожиданно для читателя, переключилось с волны, транслирующей мрачноватую, окутанную туманами реальность далёкой эпохи, на восточную сказку. Запах прелых яблок без подготовки сменился ароматом пряностей.
Кстати, портовый город, в который прибывает героиня, называется Оран. Возможно, совпадение, но на ум приходит Камю и его «Чума».

Напоследок возникает вопрос, как так получилось, что среди жителей деревни встречались те, кто был в тесном контакте с погибшими от чумы, но не только не умер, но даже и не заболел? В романе такова судьба самой Анны.
Учёные выяснили, что ответ в генетике. Оказывается, редкая генетическая мутация delta32 обеспечивала защиту от чумы. Многим её обладателям повезло пережить вспышки болезни. Эта же мутация предоставляет защиту от ВИЧ-инфекции.

P.S. Не знаю, насколько уместно, учитывая происходящее сегодня, писать отзывы на художественные книги (если это не Оруэлл) и тем самым пытаться делать вид, что всё нормально. Но роман Брукс прочитан мной какое-то время назад, и тогда же сделан набросок этой рецензии.

Комментарии


Да ну, что вы! Даже симфонии люди сочиняли и исполняли и не в такое время. Намек на симфонию Шостаковича:) Постановки были в театре, подпольные тоже были и т.д. и т.п. Искусство помогает жить и  выживать. Что ж стесняться?

Интересная книга, как посмотрю. Сравнение финала с человеком в костюме 16 века, вперившим взгляд в смартфон объяснило очень много :)

Благодарю за рецензию.


Да, искусство обладает удивительной силой.


вперившим взгляд в смартфон объяснило очень много :)

И всё бы ничего, если бы такой своего рода рассинхрон выглядел бы оправданным и можно было бы усмотреть в этом смысл)

Вам спасибо за внимание.


Мне кажется, это уместно. Всё, что помогает как-то справиться с нынешней действительностью и хоть немного отвлечься...


Вы правы... кому-то книги помогают немного отвлечься, кому-то музыка или природа.


Мне чуть-чуть помогает мытьё посуды)
Книги вообще не могу читать, никакие


чуть-чуть помогает мытьё посуды

Ага, рутинные занятия помогают немного переключиться.
А книги я тоже сейчас не могу читать. Но за художественные совсем не хочется браться.


Читаю дочке детские. Вчера в книге Булычёва про Алису встретила примерно следующее, от лица Алисы: "Что может со мной случиться, в 21 веке, в Солнечной системе?!"
Честно говоря, чуть не разревелась(


"Что может со мной случиться, в 21 веке, в Солнечной системе?!"

Больно сознавать, как быстро можно разрушить очень-очень многое... не осознавать этого, наверное, ещё хуже.
Но всё равно, эти слова Алисы как-то светло отозвались. Спасибо, что поделились.


Да, твой финальный вопрос меня тоже волнует, выкладываешь рецензию и чувствуешь себя почти виноватой. Возможно сейчас самое время читать книги о ХХ веке, он страшно приблизился к нам, все те вопросы которые волновали меня при чтении исторических книг стали реальностью ( и тут же мысль, а почему только сейчас, ведь удавалось же почти не думать о происходящем в прошлые года,старательно избегать размешения о политике ХХI, а теперь "петух клюнул")

Спасибо, Ника, за рецензию. Можешь уточнить этот момент



Также показано, что, вопреки некоторым стереотипам, вовсе не все женщины спокойно переживали смерть детей в ту эпоху.

Как показано?В плане, можно ли верить современному автору или она нашла доказательсва того времени?


сейчас самое время читать книги о ХХ веке, он страшно приблизился к нам, все те вопросы которые волновали меня при чтении исторических книг стали реальностью

Согласна про чтение книг о ХХ веке... может быть, Ремарк? Или воспоминания очевидцев. Я вот довольно скептически отношусь к историческим параллелям, но от страшного приближения уже никуда не деться.
Что касается "не думать о происходящем до последнего", наверное, человек так устроен. В настоящем трудно разобраться, порой хочется сглаживать углы (в общении и прочее). А прошлое хоть как-то упорядочено...


можно ли верить современному автору или она нашла доказательсва того времени?

На самом деле я на этот момент обратила внимание потому, что читала об этом раньше. Автор специально внимание не акцентирует.
Насколько я помню, историки изучали расходные книги и записи врачей. Прослеживалась корреляция между визитами врачей к женщинам, потерявшим ребенка несколько месяцев назад. И вроде по описываемым симптомам у них наблюдалось то, что сегодня диагностировали бы как депрессия.

И тебе спасибо, Галя.


Как по мне, в новостных лентах и без того, много всякой жути, уже мозг от всего этого начинается взрываться... ещё и читать про такое.... ну нет.


Ага, мозг или начинает взрываться, или так перегружается, что зависает. Тогда читать или как-то иначе концентрироваться вообще не получается... книжный эскапизм мне, видно, не подходит.


Для меня, книга - всегда уход от реальности, даже если там жуть жуткая и похожая на реальность) на те ужасы, что вокруг.

В бумаге - это всегда, что на полке лежит, и выбор, почти что эники-беники... сейчас там одна осталась... а вот аудио, какая увлечёт... сейчас особенно трудно не отвлекаться в аудио( в общем, в поиске я.


Спасибо, Ника. Рецензия интересная. Сам роман читать не буду скорее всего. Про деревню ты уже рассказала.. хотя немножко любопытно, что там в финале такого странного.

Честно сказать,мне сейчас читать вообще не хочется, художку и нехудожку тоже не хочется.



(если это не Оруэлл)

"1984"? Из-за цитат? Это я так спрашиваю, понимаю о чем ты.


Да, как по мне, самое интересное - это рассказ про карантин в деревне и как с ним справлялись жители. Меня роман подтолкнул дополнительно поискать информацию об этом.


хотя немножко любопытно, что там в финале такого странного.

Долго рассказывать, Кристин. Для меня в заключительной части было несколько странностей и начались они с

спойлер
того, как одна поселянка, лишившаяся рассудка, совершенно неожиданно убивает жену мистера Момпельона.
свернуть
мне сейчас читать вообще не хочется,

Мне тоже.


"1984"?

Да... там и цитаты, и роль пропаганды, когда "чёрное" безапелляционно называют "белым" и беззастенчиво подменяют причины и следствия в головах людей.
Впрочем, "Скотный двор" - тоже полезное чтение.

Кристина, тебе спасибо)


подменяют причины и следствия в головах людей.

да, я читала. (


Скажу только, что у меня сложилось впечатление, будто концовка была написана к какому-то другому произведению. Вот представьте себе человека, с головы до ног одетого в максимально аутентичный костюм второй половины XVII века. В руках у него смартфон, в котором он бодро что-то печатает.

Даааааа!!!! Я только что прочитала книгу и вот сижу недоумеваю. От всего вот этого:)


Оо, хорошо, что не только у меня такое впечатление странного гибрида сложилось)))