Больше рецензий

19 февраля 2022 г. 17:32

139

3 Спойлер

Что нужно иметь в виду с самого начала: это сказка.

О чем здесь. Если начать перечислять события, получится очень насыщенная разрозненная каша. Младшая дочь дровосека настолько нелюбима матерью с самого рождения, что та даже не дала девочке никакого имени, ее так и звали все – девочка, пика. В какой-то момент у нее проявился дар понимать зверей. Из-за морей вернулся ее старший брат, Ханс Петер, но вернулся очевидно заколдованным. Однажды девочке подарили волчонка, и она его вырастила. Однажды в домик дровосека заявился волшебный белый медведь и потребовал, чтобы девочка прожила с ним год... Что за сумбур тут творится? Все элементы истории настолько разрозненные и не соприкасаются друг с другом, как будто они из разных историй. Но ладно, это все условности, на которые я, как читатель, могу согласиться.

Что важно: девочка соглашается и попадает в замок к заколдованному медведю. Отсюда история начинает приобретать четкий привкус сказок «Красавица и чудовище» и «Финист - ясный сокол».

Что хорошо. Слог. Мне понравилась манера повествования. Несмотря на то, что мне не всегда было интересно происходящее, не всегда понятна его целесообразность, читать было легко. Незатратное приятное чтение для отвлечения, вот что это было, и я совершенно не против такого чтения.

Что нехорошо.

Общая разрозненность сюжета. Непонятно, что и зачем. Зачем так много времени выделено для начала, если оно ни на что не влияет? Почему жизнь героини в доме отца, ее жизнь в замке и ее странствие так сильно отличаются друг от друга по тону и по темпу, как будто это три разные истории? Эти три акта не сбалансированы между собой, не связаны. Почему это, почему то – множество вопросов, на которые никто отвечать не собирается.

Отношения. В какой-то момент история нам заявляет: между девочкой и медведем Великая Любовь. Читателю надлежит поверить в это, умилиться и плакать. Но на основании чего верить в это? Нам сообщают, что герои общаются за обедом, но нам только сообщают об этом, показано всего два-три обрывочных диалога, которые ничем особенно эмоциональным не отличаются. Как мне верить в их любовь, если я ее не вижу? К тому же, героиня так и не догадалась, что за проклятье и кого же превратили в белого медведя. Я про то, что с равной вероятностью на месте заколдованного медведя мог быть не человек, а какой-нибудь гном или дендроид или говорящая белка. Героиня не сопоставила медведя и приходящего к ней в постель каждую ночь незнакомца (вот эта деталь, кстати, по-настоящему жуткая). Так на основании чего мне верить в их чувства, если они не говорят и не взаимодействуют между собой? У героини больше взаимодействия с Хансом Петером, но он в какой-то момент отходит на второй план в ее приоритетах. Героиня больше общается с Эразмом, но любовь, конечно, с медведем. Да ладно, у героини больше взаимодействия с ее склочной матерью и вторым старшим братом!

Не те герои. В какой-то момент мне пришло в голову, что лучше бы это была история Ханса Петера и Товы. Я по крайней мере верю в их чувства. Това хотя бы поняла, что происходит. Для нее Ханс Петер не был лежащим в ее постели стремным чужаком, я верю в ее чувства, верю в ее желание его спасти. И ее находчивость по-настоящему изумительна: у нее не было никакого дара, никаких особенных знаний, но она придумала, как обмануть проклятие троллей. И последствия ее поступка трагичны и очень впечатляют. Мне хотелось бы прочитать историю про них.

Отдельно мне обидно, что имя героини, вокруг которого столько плясок, в итоге ни на что не влияет и не имеет никакого смысла.

В рамках игр:
Четыре сезона
Несказанные речи