Больше рецензий

15 февраля 2022 г. 18:28

496

5 О приеме "ненадежный рассказчик" в "Древе Иуды"

Дочитала я "Древо Иуды" А.Кронина и хочу зафиксировать небольшое наблюдение о том, как мне показалось, какими приемами Кронин пользовался для работы над образом Дэвида Мори, главного героя романа.

Повествование в третьем лице, но субъективное, с погружением в мысли и чувства главного героя. Очень часто используется называние чувств без их прорисовки. А с любых писательских курсах хоть в инстаграмчике, хоть маститые авторы сейчас кричат: "показывай, а не рассказывай!". Называть чувства - плохо. Это не цепляет, не вызывает сочувствия, не трогает читатателя. Но что-то мне подсказывает, что Арчибальд Кронин это прекрасно понимал и использовал это называние неспроста.

Есть картинка: Дэвид Мори успешный, богатый, вышел на покой и обосновался в швейцарских Альпах. Он обоятельный и, как будто, во всех смыслах приятный мужчина. И, как будто бы, чувственный. В его повествовании постоянно рассказывается, как Мори взволнован, как он воодушивился, как любил, какую вину он испытывал, какое искреннее раскаянье им овладело. Очень возвышенно, с эпитетами, которые перерастают к шаблонам и языковым клише.

Но все действия персонажа: поесть хорошей еды, организовать прием, добиться выгоды не взирая на чувства других людей. И все его телесное проявление чувств, - например "Мори обливался потом", "его колени дрожали" - в ситуациях, когда он боится одного: что скажут люди о том, когда узнают о его объективно неправильных поступках.

И чем дальше продвигается сюжет, тем больше благородные порывы, - "Мори любил", "Мори восхищался", "Мори воодушевлен", - уже не просто не вызывали никакого отклика, но и все больше воспринималось как: вот Дэвид Мори рассказывает мне историю о том, какой он хороший, чувствительный человек. "Посмотрите ну какой я хороший, я для всех хотел только лучшего". И он даже сам уверил себя в этом.

Хотя все его поступки это: манипулирование, предательства, амбиции, похоть. Искренний интерес только к еде и предметам роскоши, статусности. К обладанию вещами и людьми. Они в деталях показаны. Чувства называются много, но очень скоро понимаешь, что Дэвид Мори врет всем вокруг, и читателям, и окружению, и себе. В том числе благодаря называнию чувств и их несостыковки с поступками.

Автор почти до конца не говорит читателю в лоб: Мори пустой эгоцентричный человек, которому никто не важен, кроме себя. Но в в концовке подчеркивается через внезапный фокал его слуги и достойной Мори графини-манипуляторши. Но Кронин вставляет много отсылок по тексту - то опера "Мадам Батерфляй", то к фильму про негодняя-героя.

К герою не испытываешь ни симпатии, ни сочувствия. Только легкую брезгливость. И читаешь, и читаешь до конца, хотя и сюжет не интригует и, для начитанного человека, предсказуем. Разве что, кроме не вполне ожидаемого финала, но вполне логичного и цельного для образа Дэвида Мори (уверена, он не раскаялся, а устроил еще одно театрального представление, чтобы соседи, не дай бог, о нем не заговорили плохо). Язык довольно простой -- никакого тебе смакования. Зачаровывают сам образ героя и те приемы, которые этот образ создали.

Комментарии


Вот прям под каждым словом подписываюсь. Тоже обратила внимание на этот прием, и тоже считаю самоубийство просто "красивым" театральным действом. Даже писала об это в рецензии.
Люблю читать рецензии других после прочтения. Своего рода обсуждение книг)