Больше рецензий

15 февраля 2022 г. 00:22

542

4 О Цыпкине вообще

(Как написала в прошлом веке в популярном киножурнале одна девушка про Ди Каприо: "Это не ода свихнувшейся фанатки своему герою..." ... впрочем, пусть каждый думает как хочет)

Думаю, после выхода его пятой книги пришло время исполнить мой читательский долг и признаться в любви к автору Александру Цыпкину.

Я могу сказать, по большому счету, только одно: цепляет. По-прежнему. Стоит выйти его новой книжке, я тут же ее покупаю и... и все – я читаю Цыпкина. Другой литературы для меня в это время не существует.

Я не собираюсь опровергать многочисленные доводы тех, кто считает его средним писателем, чересчур распиаренным и проч. Все это напоминает типичную и, увы, характерную возню вокруг любого человека, добившегося большого успеха: нравится всем, да? Ну так умных-то у нас меньшинство, а значит... да Бог с ними. Довлатов тоже не всем нравится. И «Квартет «И». И матерные «гаррики» Губермана. А это, по-моему, явления одного порядка. Интеллигентный юмор. А вот с интеллигенцией у нас и правда напряженка, не поспоришь.

(ОФФТОПОМ: Да, я в курсе, что мат у нас официально запрещенetc. Хотя еще Пушкин сказал, что мат не бывает хорошим или плохим, он бывает уместным и неуместным. Но вот смотрела я тут как-то интервью Дудя с Моргенштерном. С Алишеркой, ага. Так, захотелось понять для себя, что это за хрен с горы такой. Скажу сразу, дабы не оскорбить чьих-то фанатских чувств: в целом, парниша мне показался вполне нормальным, вые... сорри, выделывается только много. А еще там был фрагмент с его концерта. Оставим мои дремучие вкусы в стороне – по мне так слушать это невозможно, но – каждому свое. А вот то, что артист со сцены посылает публику на три всем известные буквы, а они в ответ хором орут ему то же самое в обраточку... да, в принципе, не очень-то это и покоробило, терпимо: пусть детишки (а в зале одни подростки были) развлекаются на концертах... мы тоже в свое время не ангелами были, хотя не припомню такого «обмена любезностями» ни на одном даже панковском концерте, даже наExploited. Но потом я подумала: а ведь это адекватная реакция на то, что у нас так трясутся над матом где надо и не надо. Молодежь – она всегда одинаковая, ей нравится вызов и нарушение запретов. И никуда эта часть нашей речевой культуры не делась, как наглядно продемонстрировал Моргенштерн, дай Бог ему здоровья и ума).

Я люблю рассказы Цыпкина за их разнообразие. В них есть отличный юмор, причем бывают удивительно точные фразы и замечательно ироничные обороты, даже интонацию иногда удается почувствовать, а это высший пилотаж. Да чего там, я смеялась, когда читала его первую книгу – «Женщины непреклонного возраста»! Это вообще нонсенс, чтобы меня могла позабавить книга. А если героем является сам Цыпкин, то это всегда убийственная самоирония. Человек вообще не боится посмеяться над собой, при этом не выставляя себя на посмешище, что тоже, на мой взгляд, большое искусство.

Есть у него и довольно грустные вещи. Глубокие, печальные. О жизни, смерти, дружбе, безусловной любви (в широком смысле). Думаю, многие ценят его именно за них: «Томатный сок», «Кавычки», «Снег», «Мадо». Но это драмы без надрыва, светлые и жизнеутверждающие, потому что там показаны лучшие стороны людей. Да просто хорошие люди, которых, я убеждена в этом, больше.

Можно выделить еще целый ряд метких зарисовок, маленьких жизненных анекдотов, комедийных «сцен супружеской жизни», пикантных (но отнюдь не пошлых) историй про бордели, откровенно сатирических опусов, эпистолярных сочинений (это когда в рассказе только переписка между героями), даже что-то про животных есть (попытка описать их чувства)... Ну и цикл про гениального вруна и мошенника Славика (этакое кривое отражение Остапа Бендера в современных реалиях)– довольно, откровенно говоря, жалкого типа, однако есть в нем что-то ... человеческое, наверное, из-за чего не плюешься, читая про его похождения, а испытываешь порой что-то вроде сочувствия и даже иногда какие-то намеки на восхищение. Мне, впрочем, гораздо больше нравится его многотерпеливая супруга Люда – «женщина широких взглядов» - могущая однако при случае показать зубы, чтобы проучить зарвавшегося муженька. В этом сборнике рассказ «Не зли меня, Славик» - именно об этом.

Короче, есть в этих рассказах что-то очень настоящее, жизненное. Даже, не побоюсь употребить столько священное слово всуе, – душевное. Для меня цыпкинские творения - как слепок с окружающей действительности, только поданный (не всегда, между прочим) в юмористическом ключе. Но считать Цыпкина просто насмешником-балагуром было бы неверно. Иногда он пишет такое, что становится не по себе. Например, мне изначально был неприятен рассказ «Девочка, которая всегда смеялась последней» - не в плане сюжета, а именно жизненной философией этой самой «девочки», Алисы. Подобное... ммм... мировоззрение - за гранью моего понимания. Но спасибо за предупреждение, Саша!

А в «Полузащитнике Родины» есть и куда более страшная вещь. Я о «Хейте» конечно. Я этот рассказ уже слышала (Александр выступал у нас в Петербурге в конце прошлого года с тремя совершенно новыми рассказами – коротенький был концерт, но его выступления я также обожаю – как соло, так и с другими артистами). И он (рассказ) для меня все такой же неприятный - по тому явлению, что там описывается, разумеется. Это очень серьезная проблема современного общества (в частности, школы), и, в целом, я одобряю методы главной героини. Тот случай, когда против лома нет приема.

Этот сборник у Цыпкина получился, на мой взгляд, немного неровным: слишком большой перекос в сторону Славика (про него бы отдельную книгу выпустить). Фирменного юмора и отвязного цинизма вкупе с историями из его очень увлекательной жизни (на моей памяти это второй писатель после Сергея Донатовича, который столь удачно превратил свою жизнь в сборник анекдотов) стало меньше, зато Цыпкин опять неплохо зашел в потустороннюю реальность (посюсторонней у него и так в избытке) – кстати, есть уже маленький фильм по этому рассказу – «Твою мать, Иннокентий!..» и затронул несколько серьезных тем. Не такая легкая как обычно книга получилась, честно говоря.

Наверное, это и правильно: он... ну сказать: «повзрослел» как-то глупо; это же взрослый мужик, которому не так уж далеко до полувекового юбилея... скорее сместил фокус внимания. Поясню: я смотрела (и продолжаю смотреть) много интервью с Александром и могу со всей ответственностью сказать, что этот умный, образованный, самодостаточный, интеллигентный, тактичный и невероятно приятный человек много размышляет о том, что происходит в нашей стране и в мире, а также что ждет нас в будущем. Я лично к его мнению прислушиваюсь и рада, что он стал о многих вещах говорить еще и литературно.

Даже так скажу: и в его последних рассказах, и в интервью, все чаще вырисовывается истинное лицо Цыпкина, многим не видное за разухабистым имиджем и феноменальным успехом. Это человек думающий и неравнодушный, озабоченный не только успехом и материальными ценностями. А в наше время это стоит дорого.

Можно, конечно, считать его калифом на час от литературы (по-моему, он вполне серьезно и сам так считает). Время покажет. Для меня рассказы Александра Цыпкина – как глоток свежего воздуха. Я читаю в основном современных авторов, но никто пока что в моих глазах его не превзошел.

P.S. Нам нужен юмор. Как воздух. Можно, конечно, в очередной раз перечитать «12 стульев» или там Зощенко, но ведь это было сто лет назад! А хочется современного. Легкого, остроумного и непустого. Читайте Цыпкниа, господа!



Комментарии


Спасибо за рецензию. Так просто и точно  описали словами и мои впечатления от рассказов Цыпкина. Для меня первым открытием и якорьком засевшим в мозгу и душе стал "Томатный сок".  Напомнили. Пришло видимо время вернуться к этому автору.

И это правильно )