Больше рецензий

Egor_Monakov

Эксперт

Марионетка мировых сил aka Пассионарий великого ни

27 апреля 2013 г. 18:11

161

3

Томас Манн и авантюрный роман? Возможно, ли соединить эти две противоположности? Великого немецкого прозаика мы знаем, прежде всего, по тяжелым, сложным романам. Манн, подобно Толстому, стремился обозреть всю жизнь его современников, вывести не только психологический тип сегодняшнего дня, но и наполнить романы свежими идеями, передовой научной мыслью, философскими воззрениями и многим другим. То и дело в романах Манна, среди интересного сюжета, возникают некие лекции на тему свежих идей в области ботаники, зоологии, океанографии и тому подобного.
И здесь, надо отметить, что «Признания авантюриста Феликса Круля», при всей своей легкости, не избежали фирменного почерка Манна. Читая роман, порой, ловишь себя на мысли, что читаешь какой-то географический справочник или учебник по биологии. Скорее всего, таким образом, Манн пытался в той или иной степени, заниматься пропагандой научных знаний, стремился внести некий образовательный элемент в беллетристику.
Феликс Круль – обыкновенный бюргер из зажиточной семьи, жизнь которого может быть поучительна. Живи легко и беззаботно, радуйся каждому дню и не отступай от своих целей, пусть даже для этого придется жить обманом, но обманом возвышенным.
На самом деле многие люди сами стремятся ко лжи. Вот театральное представление. На сцене – фигура величественного актера, мастера, красивого, изысканного, к которому приковано внимание зрителей. Актер срывает бурю аплодисментов, но за кулисами, смывая грим – волшебство исчезает и появляется грузное, обрюзгшее тело в прыщах и белыми головками…
Наступает разочарование. Но кто из зрителей так уж истово стремится попасть за кулисы?
Маскарад – это смысл нашей жизни. Мы платим деньги за зрелище, нам неважно знать, правда, это или нет, нам нужны Феликсы Крули, эти прирожденные ловкачи. Они живут легкой жизнью, богатство само течет к ним в руки, но для них это не главное, хотя жить в роскоши они обожают. Смысл их жизни в перевоплощении, в вечном театральном представлении перед разинутым ртом недотепы-зрителя.
Круль обманывает всех, но в этом он и хорош, он стремится прожить жизнь маркиза с достоинством, не играя роль, но именно живя ею. Цель его не перевоплощение само по себе, а нечто другое, стирание своего я – как скучного и никчемного составного обыденной жизни. Прирожденный авантюрист, он плутовство, воспринимает как должное. Поэтому он женщин любит истово, даря им свое обаяние и шарм. При этом ведет он себя относительно честно. И добивается только тех, кого действительно любит.
Роман писатель не успел закончить, но это цельное произведение, небольшое, хотя, я подозреваю, что Манн расписался бы до томика Будденброков.
В целом, роман мне понравился, но в меньшей степени, чем «Волшебная гора» и великолепная малая проза мастера – «Тонио Крегер» и «Смерть в Венеции». Тем не менее, это весьма достойное произведение для терпеливого и вдумчивого читателя.

Комментарии


Был почитателем прозы Т. Манна в середине 70-х, как-то хватило терпенья охватить всю его многопудовость(особенно "Иосиф и его братья"), но своих оценок не изменил. Самый любимый роман, да, "Волшебная гора", "Будденброки" - не люблю,"Доктор Фаустус" - надо бы когда-нибудь его перечитать...
Ваша рецензия весьма толковая!


Спасибо! Мне вот тоже Волшебная гора понравилась. Нор я до сих пор преклоняюсь перед Манном за его новеллы. Смерть в Венеции, Тонио Крегер - шедевры. Еще вот недавно какое-то издательство выпустило ранний его роман, чем-то напоминающий Серебряного голубя Белого, я правда не читал...