Больше рецензий

Kamilla_Kerimova

Эксперт

по Звездным Войнам и еще кое-чему...

31 января 2022 г. 23:01

174

2 Теории заговора под видом литературы

Вы можете себе представить, что Сталин на самом деле – сын Пржевальского и при этом воплощение повелителя царства мертвых Эрлика, которого создали тувинские шаманы? Барон Суббота – он же человек-паук - начал холокост, чтобы получить Тетраграмматон у евреев? Штурмовавший замок Вольфенштайн в одноименной компьютерной игре Блазковиц – это на самом деле белорусский партизан Филипп, который потом отправился в арктическую базу нацистов, полную зомби и големов? Астральный шпион в своем духовном путешествии засек шаманов, камлающих над горящим чучелом Паулюса? Есенин – прости нас, Сергей Александрович, мы все прое… - пытался «магическим путем вызвать у делегатов Четырнадцатого Съезда партии массовой приступ жесточайшей депрессии», но так как Петроград переименовали именем Ленина, его инкантант ударил по самому поэту и привел к его смерти? Может, слыхали про подвиг академика Лысенко, который пожертвовал своим добрым именем, чтобы не позволить генной инженерии Советов развиться до биологического оружия? А рептилоиды, которые тайно вмешиваются в человеческую историю, споря в этом с масонами, розенкрейцерами, и сотней других мистических орденов - неужели не думали?
Ну а что Булгаков списал Воланда с ожившего, вернее, так и не расстрелянного, Гумилева, который по делам одной такой секретной мистической организации был проездом в Москве и походя организовал сцену с Аннушкой и разлитым маслом прямо на глазах у опешившего Михаила Афанасьевича – ну это вообще банальнейший факт, стыдно не знать!
«Посмотри в глаза чудовищ» сперва затягивает читателя под видом хорошо написанного фентазийного романа в стиле «Ночного дозора», чтобы потом рассыпаться раскладом Таро из передач на РенТВ и анекдотов про чукчей и партийных деятелей. Нелепость в нем сопутствует пафосу, сюжет романа старательно прячется под нагромождением временных пластов и исторических отсылок, с тем чтобы в итоге вылиться в банальный фанфик про любимого поэта. И это еще ничего – к третьему тому градус бессмысленности, нагроможденности и бессюжетности нарастет до предела. Но давайте по порядку – начнем с «Посмотри в глаза чудовищ».
При всей своей бредовости, по сравнению со следующими томами, первый довольно-таки неплох. Сюжет, который выколупывается при должном старании из шизофренических излияний авторов, придуманный ими, если верить интервью, за три часа активного обсуждения во время похода за грибами, даже похож на сюжет. Итак – не постесняюсь спойлеров – Николай Гумилев не был расстрелян в 1921-м году, а был выкуплен Яковом Брюсом (тем самым, которого башня) у ЧК и завербован в тайную организацию древних магов и повелителей слова «Пятый Рим», которая управляла (не всегда удачно) историей на территории России. Упомянуты ее члены, каждый – как отдельная история, новый повод для книги. Тут тебе и Скопин-Шуйский, в миру дворник-татарин, тут тебе и единственный уцелевший в Катыни польский полковник, тут и незаконный сын Павла I, и сам основатель – инок Софроний. Помимо этой организации в мире существуют и другие Союз Девяти, общество Туле, каббалисты – но к ним такого внимания не приковано, кроме разве что противостояния между Рудольфом фон Зеботтендорфом и рабби Лёвом, от которого барон пытается получить секрет Тетраграмматона, чтобы создать свою армию големов… так, мы отвлеклись от сюжета (очень, очень сложно не отвлечься!). Магии и мистики в мире книги полно – сам же Гумилев был избран, потому что его стихи показывали удивительное умение владеть даром к изменению мира – «словом».
Итак, благодаря философскому камню, а точнее «ксериону» или «драконьей крови», Гумилев доживает до 90-х годов. Правда вот незадача, пока он обучался на Мадагаскаре (почему бы и нет), все его сотаинники напрочь потеряли память и потихоньку состарились, а Николай Степанович остался единственным «в поле воином», продолжая наблюдать, хранить и ждать – непонятно чего.
Но тут, совершенно случайно, его втягивают в сложную интригу с цыганами, циркачами, похищенными детьми и крымскими националистами. Спасая своих родных, он пускается в погоню за пропавшим ксерионом, путешествуя по пронизывающим всю землю телепортам-румам, а затем продолжает свое расследование, выручая дочь подруги.
Вскоре выясняется, что все это организовано рептилоидами.
Мне больше всего хочется поставить тут точку, потому что, честно признаюсь, где-то в районе рептилоидов отказало одно из двух: то ли способность авторов доносить идею, то ли мой мозг. Но если коротко, то жившие задолго до появления человека рептилоиды, ушли в спячку, пытаясь закончить свою древнюю войну руками своих слуг – и дозаканчивались до того, что все вымерли. Слуги-мангасы создали людей и затерялись среди них, пытаясь по-прежнему служить интересам своих давно забытых господ.
События начинают развиваться с невообразимой скоростью – тут тебе и Золотой дракон, и барон Суббота в арктических льдах, и люди руки-ножницы, и поиски Грааля, и еще чертова туча сюжетов, которые сплетаются в финале в одно: наши победили. Не важно как или почему – финал достаточно понятен. Собрав новую команду соратников, Гумилев становится на страже мистической целостности Руси и всего мира, защищая свою семью и близких.
На этом стоило бы остановиться, но вы же помните те прекрасные года, когда писались эти романы? Середина и конец 90-х, самое время, когда на прилавки вываливались тонны литературы самого разнообразного качества, когда книги печатались легко и дешево, когда Лазарчук и Успенский были на волне популярности, а жадный читатель сметал любые продолжения понравившихся романов. Да и сама идея фанфика, в котором поэт Серебряного века, сносивший юным декадентам нового излома веков, оказывался форменным Джейсом Бондом была еще свежа и не затаскана по интернет-форумам! И – в 1999-м авторы решают написать продолжение (по традиции придуманное ими за пару часов, в этот раз, кажется, в баре).
Соединяет первый и второй тома ровно один герой – второстепенный и там, и там спецназовец. Если в «Посмотри в глаза чудовищ» была какая-то собственная прелесть, какой-то романтический флер, принесенный с собой поэтом и путешественником отзвук африканских барабанов и древних развалин, то «Гиперборейская чума» становится простым, вторичным, калькированным и напичканным штампами боевичком. Доморощенные Шерлок Холмс и доктор Ватсон знакомятся с очаровательной боевой сибирской староверкой-ниндзя. Вместе с секретаршей-спецагентом, с которой видимо списывали Клювдию в недавно вышедшем ремейке «Утиных историй», а также с другими, еще менее примечательными героями, они носятся в суете, пытаясь сымитировать расследование каких-то неизвестных и не слишком-то интересных детективных дел.
Параллельно внезапно возникает вещь-в-себе: роман о двух советских путешественниках во времени, который оказывается вовсе не романом, а реальностью внутри книги. Столкнувшись, две партии героев наконец-таки обнаруживают стоявшего за кулисами злодея-кукловода, который, наконец-таки, делится с ними своим коварным планом – переместить группу людей в предельно далекое прошлое, времена юной еще Земли, где повторно создать цивилизацию.
Зачем? Почему? Настолько в подробности наш злодей не вдается. В результате драматичных (нет!) событий Ватсон с ниндзей оказываются в прошлом, а Шерлок остается грустно играть на скрипке секретарше в нашем времени. Почему-то тут же всем становится ясно, что отправившиеся в прошлое герои стали богами Древнего мира, и в дальнейшем сюжете, несмотря на все попытки автором приплести второй том к третьему, не участвуют.
Третий том сначала обманывает надеждой – на то, что с возвращением Гумилева в действующие лица произведения вернется и какой-то сюжет. Увы, надежды оказываются необоснованными – и фактически обездвиженный руками автором Гумилев большую часть времени с трудом ползет (не фигурально!) по одной локации, в то время как уже его сын (не Лев, другой) мечется в суете, пытаясь навести тень на плетень, а подобие сюжета на произведение.
Если коротко – то ввиду действий злодея из второй части, в мире начался апокалипсис, пытаясь спастись от которого Гумилев с сотоварищи попадает в проклятый рай – затерянный город Ирэм или Ирам, родом из арабских мифов. Параллельно в духе анекдотически пересказанной псевдосредневековой притчи, рассказывается как некий араб вместе с неким монахом разыскивали этот Ирэм, чтобы стать причиной его проклятья, от которого уже в наше время пострадали герои. Сын Гумилева вместе с оставшимися незадействованными персонажами мотается по свету, имитируя стиль папеньки, получает письмо от отца, и удивительным образом умудряется его спасти в самый последний момент. Не менее удивительным и вообще никак не объясненным образом апокалипсис отступает, и молодое звено Пятого Рима, новая надежда и академия джедаев в одном лице, остаются охранять этот мир.
Чтобы разнести этот незатейливый сюжет до толстенного трехтомного талмуда, авторам пришлось нашпиговать произведение бессмысленными аллюзиями, излишними отсылками, непрозрачными намеками, плосковатыми шутками, наивными сюжетными поворотами и еще многим из того, что не хотелось бы пробовать в своей читательской диете.
Если первый том казался увлекательной сатирой на всеобщее увлечение мистическими и псевдонаучными теориями заговора, то второй снижает накал до простецкой пародии на детектив, а третий вообще заваривает кашу, которую разобрать сам и не может, оставляя у читателя странное послевкусие выгребной ямы.

Долгая прогулка-2022
команда "Радио БедЛам"