Больше рецензий

17 апреля 2013 г. 10:20

235

5

Не помню, какими путями меня занесло на страницу в Википедии, где описывалась в сухих фактах жизнь непревзойденной балерины Майи Плисецкой, но в источниках указывалась ее книга, и меня захватило желание ее прочитать. И надо отдать должное Майе Михайловне - откровенностью повествование не обделено.
Не стоит забывать о том, что Плисецкая - балерина, она жила балетом, всю свою жизнь она отдала Большому театру. И в этой книге, в первую очередь, описывается ее профессиональный путь, закулисная и гастрольная жизнь Большого, такого великого театра, прогнившего изнутри.
На мой взгляд, книгу непременно стоит прочесть поклонникам Майи Плисецкой, и тем, кто интересуется историей давно минувших дней, кто желает без прикрас и в полной мере испытать всю многогранность советской действительности. Да, вы не увидите на страницах этой книги душещипательных историй, драм, слез, соплей зеленых и розовых. И все это потому, что человек, который написал эту книгу, обладает очень сильным и волевым характером, и в силу этого характера не опускается до романных клеше.
Майя Михайловна пишет, что хочет и старается быть откровенной с читателем, рассказать ему все без прикрас, без лишних сантиментов и регламентов, и книга ее, в первую очередь, о балетах. Она никогда не афишировала свою личную жизнь, никогда не распространялась о личных переживаниях, она отмалчивалась, и до сих пор отмалчивается на вопросы журналистов, хоть в ее жизни было много горьких слез. Она вскользь повествует об аборте, сухо объясняет, почему она сделала такой выбор, и как был против Щедрин. Все. Точка. И большего не надо. Конечно, многие скажут, пресновато, без эмоций, без переживаний. А разве аборт - не переживание само по себе? Она не упоминает о первом замужестве только потому, что брак был фиктивным по той причине, чтобы Мариса выпустили за границу на гастроли. Но роман все же был, но прошел. Поэтому Щедрин - мужчина ее жизни, единственный муж, и только о нем она говорит, для нее он – единственный, и рядом с ним не место другим романам и мужчинам, пусть даже на бумаге.
Меня восхищает эта женщина. Она восхищает меня своим достоинством, своей творческой энергией, силой своего характера, силой своей личности. Ее талант навеки вписан в историю. Она - легенда. Человек порой не видел ни одного балета, а ее имя он знает. Это о многом говорит.
Книга пестрит едкими замечаниями, нелестными характеристиками некоторых личностей, порой очень известных. Ну пускай грубовато, пусть с желчью - зато честно. Так же честно Майя Михайловна повествует о ситуации в стране, когда никто не мог выехать за границу и всех принуждали ходить на комсомольские собрания, не было свободы слова, не было свободы в принципе, не говоря уже о творческой свободе, которая так необходима, чтобы творить новые шедевры. Эта "несвобода" сдерживала рост искусства и культуры, и творческие личности от этого страдали, испытывали муки от безысходности, великие люди задыхались в тесных рамках.
Не буду писать про вкус и цвет и рассуждать, что у каждого свои предпочтения в плане литературы. Но эта книга окунет вас в события прошедшего столетия, в мир балета, вы побываете за кулисами Большого театра, узнаете про заграничные гастроли, про то, как наши артисты ели собачьи консервы, о том, как тяжело было достать приличное пальто, чулки, платье. Вы многое узнаете, и поверьте, вы поразитесь силе характера и силе духа той женщины, которая выводила для вас каждую строчку своей книги и донесла до вас истину - быть балериной, артисткой это адский труд, это борьба не только за себя, но и за искусство, за прекрасное искусство балета.

Комментарии


Хорошая рецензия