Больше рецензий

19 января 2022 г. 15:05

573

4 любовь превыше всего

«…мысли сами по себе не бывают дурными или хорошими, они плывут в голове, как облака по небу, в расчет берутся лишь деяния»
Роман «Евангелие от Иисуса» был написан в 1991 году. Автору – Жозе Сарамаго – 69 лет, уже не только убеждения, образ жизни, взгляды, но и богатый жизненный опыт позволяет автору смело представлять миру своё видение истории легендарной личности Иисуса Христа.
Не буду повторяться о неоднозначности и провокационности романа, о том, что Сарамаго «не хулит Бога, а с ним спорит», об этом очень много сказано. Роман я прочла ещё в ноябре, оставить свои мысли при себе было первым желанием. Дело в том, что самое первое чувство, которое меня «накрыло» на последних строках романа, под льющиеся слёзы, - опустошение, потери чего-то очень важного.
А вот о чём я повторюсь и не раз, так это о том, что Сарамаго гениален в деталях. Он настолько детально прописал жизнь Иосифа и Марии, а в дальнейшем и жизнь самого Иисуса, так ясно видишь их живыми людьми, так близки они становятся, такую неподдельную любовь вызывают.
У Сарамаго ничего не случается внезапно и само по себе, он всегда подробно описывает душевные терзания и раздумья, он находит слова для сильных сцен, он находит слова для тонких и красивых описаний и чувств.
Я не знаю от чьего имени ведётся повествование, встречала версию, что от имени Дьявола. Опять же, Сарамаго позволяет взглянуть на дьявола, как на вместилище и добра и зла, который, к тому же, является своеобразным «индикатором» Бога. Оставляю сразу же эти теософские рассуждения, они очень личные. К тому же, остаюсь при своём мнении, что Сарамаго не отрицает Бога вообще, он просто показывает места в библейских историях, которые наполнены жестокостью, и пытается переосмыслить суть Бога.
Помните, как Иосиф и Мария приходят в Вифлием для обряда очищения Марии после родов? Они приносят жертву – голубку. «А там, за дверью, - там резня и бойня». В романе много жестоких сцен: льётся кровь животных для жертвоприношения Богу, льётся кровь людей, которые хотят сохранить веру в этого Бога. «История религии – история кровавых расправ» написал кто-то, и именно это у меня всегда вызывает недоумение. Как любовь ко всему сущему можно вырастить на крови? На день Пасхи Иисус идёт в Храм и ему по дороге уступают ягнёнка для жертвы, он "под воздействием некоего озарения решает, что ягнёнок этот не умрёт".
Я сейчас представляю вашему вниманию отрывки, которые приходят на ум и вот ещё одна сцена: встреча Иисуса и Бога, в ходе которой последний рассказывает о миссии, возложенной на сына, о том, сколько будет кровавых расправ над людьми, проповедующими Слово Божие и верующими в него.
Читая Сарамаго, всё время помните о деталях, в них заключено так много. Глаза Иисуса выглядят так, как будто наполнены слезами. Столько ему пришлось пройти и пережить! Ещё сильная сцена: сын узнаёт о том, что отец его Иосиф не предупредил жителей Вифлиема о готовящемся избиении младенцев…
Знаете, я пишу по прошествии почти двух месяцев, и последние строки снова заставляют сжиматься сердце и мне сложно сдерживать слёзы: "...понял Иисус, что жизнь его оборвется именно так, и, вспомнив реку крови и страданий, которая, взяв в нем исток, будет разливаться все шире, пока не затопит весь мир, закричал в разверстые небеса, посреди которых улыбался ему Бог: Простите ему, люди, ибо не ведает он, что творит."
«Сарамаго против Бога и Библии, хотя ничего в них не смыслит» - такие отзывы можно найти чаще всего, но в каждом всколыхнётся только то, чем он наполнен.
Сарамаго любил жизнь, в каждом его романе её проявления, он воспевал любовь: всегда есть мужчина и женщина с неотъемлемыми составляющими их жизни.
«Любовь превыше всего».