Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 января 2022 г. 12:52

2K

4 Игра Престолов на отечественном субстрате

Тяжело писать что-то по сути исследуемого вопроса — персонажи, о которых говорит автор, присутствуют где-то на периферии моего сознания, остались ещё с уроков истории в школе. Может, все прогрессивное человечество старательно изучает, чем Рюрик Ростиславович отличается от просто Рюрика, но для меня, признаться, исторические события начинают приобретать какую-то ясность только после Ивана III. До этого — терра инкогнито с татарами, Невским и Битвой на Калке. Поэтому содержательную часть данной работы я не смогу прокомментировать примерно никак, к счастью, содержанием работа и не заканчивается. Сам труд разделен на две части: первая часть есть попытка реконструировать реальную жизнь Романа Мстиславовича; вторая часть есть попытка проанализировать, во что же жизнь Романа Мстиславовича превратилась в руках историков, начиная с Татищева, продолжая Карамзиным, и заканчивая Рыбаковым.
Первая часть, лично для меня, представляла собой очень сложную полосу с барьерами, продраться через которую стоило определенных усилий. Я не очень представляю ни историю того периода, ни географию, ни политические аспекты, ни социальные. Поэтому, когда меня погружают в такую недружественную среду, я могу очень легко запутаться. Собственно, это и происходило — и имена князей того времени очень мало способствовали тому, чтоб выбраться из этих терний. Кто-то с кем-то воевал, кто-то против кого-то ходил походами, женился, предавал, искал сотрудничества у внешних сил и пр. Даром что мертвые не восставали, да драконы не летали — иначе бы была чистая Игра Престолов. Но даже и без этого полотно предстаёт эпичным, а проблемы того периода очень похожими на наши.
Вторая часть куда более интересная — имея перед глазами некий «рафинированный» набор сведений, автор анализирует путь и эволюцию Романа Мстиславовича у разных историков. Если классики это те, чьи портреты весят в классе, то Историки это те, кто пишут историю — искажения, возникающие по тем либо иным причинам, весьма значительны (именно поэтому у меня всегда были сомнения относительно «объективности» истории как науки). Не вдаваясь в подробности, по каким причинам то либо иное событие было представлено в том или ином свете («глупость» или «измена»?), можно сказать, что абстрактной «правды» среднестатистический человек никогда не узнает. Возможно, оно и к лучшему.
Книга наталкивает на разного рода побочные размышления. Да, автор проделал большую работу, но много ли людей сможет через неё прорваться? Возможно ли, что с какого-то уровня история должна превращаться в «историческую литературу», пусть и в ущерб истине? Неслучайно «литературная история» Карамзина занимает то место, которое занимает. Я с трудом продрался через текст, но, быть может, если текст был бы «новеллизирован» — он стал бы значительно более дружелюбным? Ох, птица-история, куда несешь нас ты.
По мере чтения книги дополнительную сложность вызывали две вещи:
1. Стиль. Учитывая, что писалась работа достаточно долго — стиль автора претерпевал ощутимые изменения, и это чувствуется. От рваных коротких предложений до вполне себе законченной словесной вязи. Но проблема не в этом, а в том, что предлагаемый текст (особенно в первой части) не хочет определяться, для кого он. Вроде бы, это не совсем научный текст, но он и не публицистический. Для научного он слишком публицистичен, для публицистичного сильно научный. Если вторая часть все-таки состоит в каком-то методическом единстве, то и без того не такая простая первая часть начинает выглядеть еще сложнее;
2. Сноски. Я не знаю, какой садист придумал выносить сноски к тексту в самый конец части. Ладно бы это были просто библиографические сноски, с указанием на литературу — пережить можно (хотя я, например, и их читаю). Но нет, за сноскам нас ждет полноценный авторский комментарий, важный для понимания ситуации — а тебе надо за ним лезть через 100 страниц. А учитывая, что сносок много (что хорошо), чтения начинает превращаться в бесконечное листание книги. Уже на 70 сноске начинает одолевать раздражение, а после 400-й сноски раздражение переходит разумные пределы.
Подытожим — это достаточно интересная работа о малоизученном и далеко не первостепенном персонаже русской истории. Помимо профессиональных историков, которые занимаются данной темой, я мог бы порекомендовать её разве что какому-нибудь сценаристу, который пишет скрипт к сценарию на заданную тему. Рекомендация, как вы понимаете, зряшная, ибо сценаристы не читают — они писатели (понимать надо). Преклоняюсь пред подвигом автора, который все это пропорол — признаюсь, ковыряться в такой далекой истории для меня задача почти героическая. Прочитал с интересом, но представить данную книгу как массовую все-таки не могу.

Комментарии


Значит я не одна ненавижу вынесенные за границы повествования сноски? :) с появлением электронной книги я стала ненавидеть их еще больше...


Ну есть умные книги, которые в виде всплывающих окон. У меня такая. Но да, это отвратительно.


О, приятно слышать, что не я одна так раздражаюсь от комментариев в конце главы! Особенно, когда читаешь их все...

А на чем он основывался в первой части? Там и источников-то как таковых нет. Все более поздние пересказы.


Не, ну есть же Полное собрание русских летописей, там колоссальный материал. Лаврентьевская, ипатьевская, симеоновская и пр. Там томов 20 задействовано, да и сам список литературы очень большой. В этом смысле претензий нет - материала достаточно. Хотя, конечно, его всегда меньше чем хотелось бы.


у меня всегда были сомнения относительно «объективности» истории как науки

У меня сомнения относительно истории как науки

абстрактной «правды» среднестатистический человек никогда не узнает

Тут такое дело...  Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы услышать его?


Ситуация, когда "рядом нет никого" невозможна в реальности с падающим деревом, так что вопрос априори не имеет смысла. :-)


Наконец-то на этом сайте появилась рецензия на мою книгу! Приятный сюрприз.

Что вторая часть оказалось более занимательной – для меня неожиданность: я думал, только первую будут читать... Исходная идея была в том, чтобы сделать сугубо научный текст жизнеописания Романа удобочитаемым, доступным если не широкой публике, то хотя бы интересующимся историей домонгольской Руси, слышавшим что-то о летописной традиции, о древнерусской литературе. Ради публики, среди прочего, сочинены мной несколько вольные словесные «иллюстрации» (сцена боя под Новгородом 25 февраля 1107 г., сцена вступление Романа в Киев и ещё парочка). Но этот приём, как я вижу, совсем не сработал: меня за них только ругали.
Сноски: «какой садист придумал выносить сноски к тексту в самый конец части»? Я и придумал... а редакция меня не поправила. Каюсь. Но во второй моей книге, о Татищеве, примечания уже подстраничные.
Идея рекомендовать материал киношникам выдвигалась: «В судьбе Романа наберётся материал для неплохого фильма». Это мнение широко известного в узких кругах исследователя генеалогии Рюриковичей Дариуша Домбровского, профессора из Кракова (Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей. С. 259, прим. 1082).

С генеалогией тяжко, да. Мало знать, к примеру, «чем Рюрик Ростиславович отличается от просто Рюрика»; надо ещё помнить, что было два Рюрика Ростиславича: один из XI века, другой из XII-го. Ну, и ещё был тот «просто Рюрик», которого все знают: основатель династии... Впрочем, любителям скандинавских сказаний о первых конунгах ещё труднее. У Снорри Стурлуссона одних Сигурдов 42 человека.

Интересно было бы узнать Ваше мнение о книге Б.А. Рыбакова «Слово о полку Игореве и его современники». Кажется, это самое лёгкое чтение из всего написанного когда-либо каким-либо профессиональным историком о домонгольской Руси. Но это мой взгляд, небеспристрастный... Если такому человеку, как Вы, даже и эта книга Рыбакова покажется сложной... Значит, популяризация домонгольской истории – дело безнадёжное.




Наконец-то на этом сайте появилась рецензия на мою книгу!

Всего-то жалкие 7 лет прошло, как вы мне её подарили. :-)
Вторая часть пошла на два порядка легче, чем первая - через первую я просто продирался. А вот вторая, авторская, уже была интересная - замелькали знакомые фамилии, появился авторский анализ, стало прям легче дышать. Все-таки сама фактура первой части вообще не моя.
Ну а со сносками да, вы тогда погорячились. Впрочем, сам по себе то труд очень основателен. Кстати, обращает внимание качество издания и иллюстрации.
Книгу Рыбакова не читал, читал только его две книги про "язычество". Но подозреваю, дело в том, что нам просто тяжело ассоциировать себя с домонгольской Русью. Сложно представить, что вот это вот тоже наша история - наша история где-то рядом с Иваном IV, как по мне. Впрочем, это субъективный взгляд.


Я с детства (дошкольного!) привык к мысли, что русская история начинается в Киеве, с Олега Вещего. Поэтому Ваш взгляд для меня даже странен...
А интересно было бы знать, какой преобладает в нынешней России.


Я плохой камертон взглядов нынешней России, ибо их совсем не знаю (исторических взглядов, конечно). Лично для меня, если мы говорим не об истории "земли", не об истории религиозной, а именно с позиции теории государства - это где-то Иван III. Но, повторюсь, я здесь точно не эксперт.


Чаще пишу на своем ТГ-канале под названием Дневничок. Подписывайтесь.