Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 января 2022 г. 00:21

2K

3.5

Однажды я взяла в руки очень нетипичную для себя книгу, и даже Кристен Стюарт на обложке меня не испугала...
Что ж, это оказалась очень неплохая книга для современных подростков, особенно для девочек, вот только вышла она рановато, по крайней мере, в России, и не снискала той популярности, на которую могла бы претендовать сейчас. Ведь именно в последние года два-три общественное сознание сделало-таки шаг в правильном направлении, и обвинять во всём жертву стало менее популярно, чем раньше.
Да, речь в книге пойдёт об изнасиловании, и я не сказала бы об этом, если бы в предисловии ко второму изданию автор сама не слила бы эту "интригу", подробно рассказав, как ей пишут подростки, которые пережили то же самое. Впрочем, догадаться и так не сложно.
Так вот, второе издание книги вышло в 2014 году, а уже в 2016 мы имели возможность ознакомиться с типичным образом мыслей среднестатистического россиянина на примере истории Дианы Шурыгиной, которая оказалась во всём виновата независимо от того, было там что-то или не было. Потому что она распущенная, и, значит, спрашивать её не обязательно. А у Лори Холс Андерсон ситуация плюс-минус такая же: девочка пятнадцати лет, пьяненькая, даже не "на донышке", а прилично, и кое-что сама позволила. На Западе уже существовали на этот счёт жёсткие рамки, и в школе обязательно проговаривали, что такое чёткое согласие, как не нарушить чужое право на неприкосновенность и отстоять своё. А в бывших странах СНГ по-прежнему бытовало (и бытует) мнение, что пьяная баба ничему не хозяйка, и виктимблейминг цветёт пышным цветом. Так что книгу с громким названием "Говори" если и прочитали, то вряд ли поняли. Тут говори - не говори, а лучше не станет. Вот хуже может быть.

Между тем, книга наверняка поможет не только пережившим изнасилование, но и тем, кто в принципе с трудом живёт школьную жизнь.
Мелинда Сордино из обычной девочки с подружками и умеренной школьной активностью вдруг превратилась в изгоя после одного странного и неоднозначного поступка. Подруги не нашли нужным выяснить причины и просто отвернулись. Родителей интересует только успеваемость дочери, но в причинах её снижения им разбираться тоже недосуг. Мелинда погрузилась в депрессию и утратила интерес к жизни. В таком состоянии она приступает к учёбе на следующей школьной ступени и вынуждена приспосабливаться к переменам, не испытывая ни малейшего желания хоть чем-то заниматься. Мелинду не травят открыто, она просто никому не нравится и никому не нужна. В сколе плохо, домой идти тоже не хочется, прогуливать получается только до поры до времени. Школьный психолог, призванный разобраться в ситуации с поведением и успеваемостью в присутствии родителей девочки, сразу видит, какие отношения складываются в семье ученицы, и списывает все проблемы на эту ситуацию. У родителей нет доверительных отношений с дочерью, они на грани развода, и могут только давить на неё. Как вам реплика отца о том, что если дочь не подтянет успеваемость, он утвердится в мысли, что она - полное ничтожество? Отец года. Удивительно, как дочь с ним вообще после этого разговаривала. И мать ничем не лучше.

Мелинда находит отдушину только в уроках искусства, где чуткий преподаватель-художник настолько вдохновлён, что заражает потребностью творить всех вокруг. Серьёзно, это лучшее, что есть в книге. Хотела бы я иметь такого преподавателя. Мне такой не встретился ни разу ни в художественной школе, ни в двух художественных вузах. Мелинда, правда, не то чтобы в состоянии оценить своё везение.

В остальном книга написана достаточно посредственно - обрывочно, безэмоционально - нарочито апатично, но выглядит это так, как будто у Мелинды и до описываемых событий не было особых интересов, а были только подружки и тусовки, и теперь ей просто некуда себя девать. Перевод, точнее переводы, потому что я нашла целых два - крайне топорные. Эта стилизация под речь подростка с постоянным паразитным словом "типа" откровенно бесит. Я не знаю, какие подростки так говорят - сама не говорила и потом не слышала. Так себе художественный приём.

Ситуация, конечно же, разрешится в пользу героини, и справится она с ней сама. Мелинда вытащит себя из этой бездны, и хочется верить, что всё с ней будет отлично.
Правда, её правоту признали только из-за того, что обидчика поймали "на горячем". В реальной жизни получилось бы, скорее всего, ничем не лучше, чем в других подобных случаях - её слово против его слова, он популярный выпускник, первый парень на деревне, она - изгой, бледная моль, просто завидует подруге. Так что, говорить ты, конечно, говори, но не факт, что тебя кто-то послушает или вообще услышит.