Больше рецензий

10 января 2022 г. 19:46

732

4 О людях с опалённой совестью

Коля Корякин, обычный девятиклассник обычной школы, застрелил из ружья отца-алкоголика. Он не скрывался, сам попросил вызвать милицию и не хотел подтвердить, что не знал, что ружьё заряжено, что действовал неосознанно. Знал. Осознавал. Убил.

На протяжении всей небольшой повести то один, то другой персонаж пытается взять на себя вину за случившееся. Нет, не за спущенный курок. Вина в другом. Кто-то считает, что слишком долго спекулировал чувством жалости, кто-то сожалеет о совместных попойках, кому-то стыдно за попытку откупиться от нежелательного поклонника, сведя ныне убитого алкоголика с безропотной женщиной - у каждого своя причина испытывать угрызения совести.

Больше всего терзается чувством вины школьный учитель Коли Корякина Аркадий Кириллович Памятнов. Преподавая литературу, педагог искал в ней примеры подвижничества и внушал воспитанникам, что со злом надо бороться любой ценой, не отступая и не идя на компромисс. Выходит, что это он подтолкнул Колю к убийству?

В книге высказывается мысль о совмещении в человеке добра и зла, об отсутствии исключительно плохих людей. Автор размышляет об опасности тщеславного самодовольства и успокоенности, поднимает проблему равнодушия и стремления к показным результатам, которое, увы, процветает в советской школе.

Видимое благополучие и оценённые руководством успехи оказываются важнее настоящих человеческих качеств, среди которых сострадание.

К сожалению, вера в необходимость бескомпромиссной борьбы со злом вызывает перекос в детском восприятии. И вот уже убивший в глазах одноклассников герой, а не преступник.

Сам Коля глубоко страдает и, испытывая настоящее раскаяние, ощущает в душе любовь и жалость, а вовсе не ненависть. Это сложно понять влюблённой в него Соне: она-то надеялась, что парень оценит её жертвенный порыв, её восхищение, а вместо этого горькое и разочарованное "уходи!".

Повесть, несмотря на криминальную завязку, лежит в социальной плоскости и поднимает общечеловеческие проблемы. Морализаторство и многочисленные диалоги с идеологической подоплёкой, возможно, даже избыточны. Собственно, из этих диалогов в основном и состоит книга, главное в которой - найти путь правильного воспитания молодого поколения.

В своих терзаниях и непременном желании разделить вину с подростком нарисованные образы не вполне убедительны, но для семидесятых годов ХХ века в литературе социалистического реализма подобные типажи с обострённым чувством ответственности - это вполне распространённое исполнение партийного заказа.