Больше рецензий

9 января 2022 г. 18:36

3K

3.5 Секспросвет в криминальной России

Романы из серии "Любимые книги девочек" не перестают меня удивлять, уж такие они откровенные! Например, "Единственный наследник" - это явно чтение для старшего школьного возраста и то... с натяжкой. Тема секса здесь главенствует, причём чаще всего затрагивается нелепо и пошло.
Насколько я понимаю, автор, Ирина Соковня - психолог с медицинскими образованием, её сфера интересов - это сексуальность и девиантное поведение у подростков. По книге сложно, конечно, судить, какой она специалист, но писатель, мне кажется, довольно бездарный. В целом, она говорит правильные и нужные вещи, вводя в повествование персонажа, Елизавету Максимовну, являющуюся прототипом автора. Этот персонаж, также сексолог, объясняет главному герою, подростку Саше, основы сексологии, демаркирует норму и отклонение, касается действительно важных вопросов о здоровье, беременности и контрацепции. Но всё это написано таким вульгарным языком и вплетено в сюжет романа столь нелепо, что, кажется, было бы гораздо изящнее, выбери Соковня для этой цели форму диалога, например, вопрос-ответ. А так и полноценного романа не получилось (потому что сюжет угроблен), и полноценного ликбеза тоже (потому что огромные монологи Елизаветы Максимовны, поясняющей своему 16-летнему другу основы секса, выглядят довольно странно). Однако ещё раз отмечу, что образовательная часть произведения - наиболее адекватная и полезная часть этого романа.
Сюжет "Единственного наследника" довольно плох. Многообещающая интрига в начале романа то нарастает по мере чтения, то затухает, а в конце необъяснимо сдувается, как будто автор то ли забыла об этом, то ли поленилась дописывать. На протяжении повествования поднимается множество различных тем, сюжетных поворотов, однако ни один из них толком не развивается и, соответственно, не имеет разумного завершения. Такое чувство, что Соковня попыталась втиснуть в книгу как можно больше разных волнующих тем, может, чтобы "приправить" ими роман; возможно, чтобы на их основании подискутировать и чему-то научить читателя. Но этого не вышло. Это просто неинтересно - потому что развития нет, и не поучительно - потому что нет наглядного вывода. Да и вскрывать в одном произведении такое количество сложных тем (наркомания, беспризорники, проституция, аборты, даже последствия чернобыльской катастрофы!) - просто безумно, ведь это не только мешает сосредоточиться и всерьёз проникнуться проблематикой, задуматься над ней, но и придаёт произведению совершенно безысходную, вязкую атмосферу. Неудивительно, что события романа разворачиваются в девяностые (и написан он, наверное, примерно тогда же). Но даже для девяностых - это как-то неправдоподобно мрачно.
Впрочем, этой мрачной атмосферой и сюжетной раздробленностью Соковня смогла во многом передать атмосферу описываемого периода (впрочем, думаю, невольно). Персонажи романа (а это подростки 15-17-ти лет) все сплошь выглядят и ведут себя как прообразы будущих взрослых, представителей девяностых. Мальчики разговаривают на около-блатном жаргоне, называют друг друга "мужики", а девушек - "крали"; восхищаются карьерой телохранителя и встревают в бандитские разборки. Девушки напоминают умудрённых жизнью женщин, которые знают, "чего хочет мужик" и готовы за него выцарапать друг другу глаза. Соответственно, пары таких мальчиков и девочек не выглядят, как милые и наивные первые отношения подростков, а похожи, скорее, на отношения женатиков, чей брачный сценарий определён заранее. Обе стороны уже достаточно умудрены в сексуальных делах (речь идёт о подростках, которые родились в середине семидесятых), настолько, что, скажем, девушка открыто предлагает незнакомому парню заняться сексом. Мне это кажется неправдоподобным и неподходящим для подростковой литературы, так что интересно, какими соображениями руководствовалась автор?
Моего отдельного неудовольствия заслужили отвратительные вставки об "астральных играх". Что на самом деле под ними задумывала Соковня, я так и не смогла понять. Видимо, это прообраз центрального персонажа-сексолога, путешествующего по астральным мирам со своим другом (чей прообраз в романе, как мне удалось установить, соответствует одному около-криминальному авторитету). В ходе этих путешествий персонажи попадают в различные страны и эпохи, где ведут странные разговоры о сексе. Цель этих путешествий крайне размыта, лишь в самом конце даётся небольшое пояснение, но такое незначительное, что, на мой взгляд, эти огромные вставки с их псевдо-юмористической и образовательной подоплёкой можно было бы без ущерба повествованию пропустить.
Судя по всему, роман задумывался как просветительский проект, вписанный в увлекательный сюжет, адаптированный для подростков. "Единственный наследник" эту задачу явно не выполнил. Хоть автор неплохо и даже очень верно объясняет в нём важные для молодых людей проблемы сексуальности, он всё же сильно проседает в художественном смысле. Сюжет не отражает тех выводов, которые предлагает сделать его образовательная составляющая. Поступки героев противоречат тому, чему учит автор, и то, что они поступают неверно, никак не иллюстрируется. Так что какого-то положительного примера отсюда никак не вынести. Роман написан скудным и вульгарным языком, сюжет до раздражения неоднородный, даже название выбранное неудачное: оно отражает, по сути, центральную проблему сюжета, которая вообще никакого развития не имеет.

Комментарии


Читал другую книгу этой писательницы, вот она подойдёт для ребят помладше, там вообще про секс ни слова


Это моя первая книга у неё. Не знаю, последняя ли. Думаю, писать про секс в книге для школьников старшего возраста - это ок. Но здесь это похоже на такой типичный сальный роман из 90х. Сложно представить, что автор написала для детей помладше) то есть... Имею в виду в стилистическом плане.