Больше рецензий

30 декабря 2021 г. 09:54

210

4 Портрет эпохи русской эмиграции

Многие из нас знакомятся с творчеством А.И.Куприна в начальной школе, когда читают его рассказ "Слон" про девочку Надю, которая, заболев, "заказала" папе слона.
И вот эта девочка Надя выросла и написала книгу о своем замечательном папе. Только эту девочку звали Ксения Александровна Куприна, и судьба ее не менее удивительна, чем у ее знаменитого отца.
Чего ждешь от мемуаров дочери известного человека? Какой-то душевной теплоты, забавных случаев из детства в первую очередь. Всё это здесь, конечно, есть, но мне этого не хватило, за что я и снизила балл.
Ксения Александровна пытается отрешиться от образа дочери писателя (хотя ведь она сама назвала книгу словом "мой отец"?) и быть максимально объективной. Хотя в советской критике ее упрекали как раз в излишней субъективности, но я с этой отвратительной статьей в корне не согласна.
Повествование начинается задолго до Куприна. Всё начинается с Марии Морицовны - возлюбленной Мамина-Сибиряка, матери Алёнушки, которая также являлась старшей сестрой второй жены Куприна и мамой Ксении. Кажется запутано, но на самом деле всё еще сложнее, ведь Вторая жена Куприна в детстве жила в доме у первой жены Куприна :)
Про жизнь своих родителей до ее рождения Ксения рассказывает кратко, поскольку старается говорить только о том, что ей доподлинно известно, и подкреплять свои слова письмами, мемуарами, цитатами из произведений.
Куприна пытается объяснить, почему Куприн оказался в эмиграции, хотя всегда был ее противником и безмерно страдал, находясь вдали от Родины. При этом она рисует портрет первого поколения русских эмигрантов: как живые, перед нами возникают Иван Бунин, Саша Черный, Константин Бальмонт и другие. Через письма мы узнам, как жилось и тем, кто остался в России, например, Репину или старшей дочери Куприна от первого брака.

Для меня эта книга стала удивительным путешествием в мир русской интеллигенции XX века, машиной времени, а еще большим наслаждением: какие письма писали в то время! И как жаль, что эта культура безвозвратно утрачена.