Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 декабря 2021 г. 09:28

195

5

Категорически не согласен по поводу человеконенавистничества «Америки» и вообще неприятности Бодрийяра. Основное достоинство этой его книги как раз и заключается в его личном осмыслении Америки как явления. Требовать от философа изложения обыденных взглядов или массовых представлений об объекте было бы жестоко. «Америка» (1986г.) - это субъективное мнение о феномене США одного из крупнейших французских философов, социологов, культурологов, ярчайшего европейского интеллектуала, создателя теории «симулякров», человека, еще в 1978 г. в работе «Символический обмен и смерть» отметившего особую роль нью-йоркских башен-близнецов в символизме капитала, прояснившего структуру соблазна, вскрывшего закономерности мира потребления, обозначившего границы системы вещей и практически сделавшего прозрачным современное зло.

"В сущности, Соединенные Штаты со своим пространством, со своей черезвычайной технологической изощренностью и простодушием, включая и те пространства, которые они открывают для симуляции — единственное реально существующее первобытное общество. И все очарование состоит в том, что можно путешествовать по Америке как по первобытному обществу будущего, обществу сложности, смешанности, все возрастающей скученности, обществу жестоких, но прекрасных в их внешнем разнообразии ритуалов, обществу непредсказуемых последствий тотальной метасоциальности, очаровывающего своей имманентностью, и в то же время — обществу без прошлого, которое можно было бы осмыслить, а значит, подлинно первобытному…"

картинка Githead

Бодрийяр вписан в левую французскую традицию и Америку, которая лежит в основе столь критикуемого им потребительского мироустройства, он особо не любит, что сторонников американизма конечно же может раздражать.

"Мы никогда не постигнем тайну, которая связывает зло, лежащее в основе величия, с самим этим величием. Америка могущественна и оригинальна, Америка агрессивна и отвратительна — не стоит пытаться вычеркнуть одно или другое или связать одно с другим".

Особо о стиле – все книги Бодрийяра трудночитаемы для нас (основной массы дилетантов), не верьте аннотациям. Ироничный, парадоксальный язык, совершенно невообразимые повороты речи и аргументации, уникальные по построению предложения. Однако именно «Америка» - чистое эссе, без сложной теоретической составляющей. Я бы с нее и начинал читать Бодрийяра. Тут он максимально читаем и воспринимаем. Причем я не уверен, что именно автор излагает мысль столь заковыристо, думаю, что и переводчики приложили определенные усилия для запутывания простецов. Но книги его ориентированы в первую очередь на страждущие знаний умы, а не на продвинутых коллег, это несомненный факт.

Мыслитель Боддрийяр в своем путешествии перемещается географически по Штатам и воспринимает эту территорию в подсознании, фиксируя образы, аллегории и ассоциации. Открытый ощущениям, чувствам, симуляциям и симулякрам, особое внимание философ уделяет сопоставлению-противопоставлению Америки и Европы.

"Америка — это оригинальная версия современности, мы же — версия дублированная или с субтитрами. Для Америки вопрос об истоке не существует, она не культивирует ни свои корни, ни какую-то мифическую аутентичность, она не имеет ни прошлого, ни основополагающей истины. Не ведая первичного накопления времени, Америка постоянно живет в современности. Не зная медленной, многовековой аккумуляции принципа истины, она живет постоянной симуляцией, в постоянной актуальности знаков."

Вывод: "Прекрасно!" Очень жаль, что Жана Бодрийяра уже нет в живых, и новых его книг нам уже больше не увидеть.