Больше рецензий

LoraG

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2013 г. 19:35

571

5

Я не отношусь к фанатам Ларса фон Триера, но его фильмы неизменно производят очень сильное впечатление. Личность он неординарная, некоторые считают его гением, другие же напрочь не принимают. Провокатор, идеалист, фашист, моралист, циник, эгоист - и еще множество взаимоисключающих характеристик. В книге представлены мнения о нем соратников по "Догме", артистов, режиссеров, сценаристов, немного биографии, много интервью самого фон Триера разных лет. Он не пытается кому-то что-то объяснить или в чем-то убедить, или даже оправдаться. Он отвечает на вопросы с разной степенью искренности, как бы под настроение. Кое-что действительно интересно, кое-что широко известно. Пересказывается содержание всех фильмом Ларса фон Триера с комментариями и размышлениями Антона Долина. Весьма своеобразными. Например

Обитатель XXI века — бесспорно знакомый с персоной фон Триера — куда менее образован и умен, чем зритель конца предыдущего столетия.


Заявление само по себе довольно спорное, а выражение "обитатель ХХI века" кажется не совсем ... грамотным.
Из-за чего я собственно взяла в руки эту книгу - сценарий "Догвилля". Оказалось, что это не синопсис какой-нибудь, а вполне полноценное художественное произведение с хорошо прописанными характерами и захватывающим сюжетом. Фильм я смотрела, но он настолько многоплановый и шокирующий, что захотелось еще и прочесть. Слишком там все неоднозначно и противоречиво.
Молодая девушка, спасаясь от гангстеров, просит приютить ее жителей небольшого городка Догвилль. Это опасно, но на общем собрании жители все же решают ей помочь. Браво-браво бескорыстной доброте и милосердию! Город принимает ее и в качестве благодарности Грейс начинает помогать жителям посильными делами - позаниматься с детьми, посидеть со слепым стариком, убрать за инвалидом, прополоть огороды, собрать яблоки и т.д. И все бы неплохо, но молодая красивая девушка в небольшом городишке - это такое искушение! Вины Грейс в этом нет, но обвинят именно ее. Чем более безответной и смиренной предстает Грэйс, тем более жестокими и непреклонными оказываются жители Догвилля. И вот она уже ходит в цепях и с колокольчиком на шее. Стоит горожанам объединиться, собраться вместе, как дух толпы заставляет людей преобразиться в свору собак.
Простое человеческое зло. Где границы добра и где оно переходит в маленькое допустимое зло, идущее во благо? И что будет, когда наступит конец доброте и за ней откроется беспощадное возмездие? Все время сочувствуешь Грейс - униженной и оскорбленной, затюканной безжалостной потерявшей человечность толпой и вдруг такой финал! Развитие сюжета вызывает естественное желание покарать жителей Догвилля и защитить Грейс от несправедливости и жестокости. И что ж, вот он - хэппи-энд, даже в чем-то справедливый, но запредельно жестокий и совершенно не милосердный. Браво-браво Ларс фон Триер! Так обнажить потаенную человеческую сущность и вывернуть все чувства наизнанку!

Взглянув на вещи по-новому, Грэйс ощутила, что ее переполняют противоречивые чувства. Как будто ее горечь и боль наконец-то заняли подобающее место. В этом мире можно простить все, что угодно, — это правда, — но с какой стати? В конце концов, убийство это убийство, а предательство — предательство. Что давало Догвиллю право взывать о милосердии, которого она сама так и не получила? Грэйс переходила от дома к дому и вспоминала все унижения и несправедливости, свидетелями которых стали эти дома. Догвилль снова почти обманул Грэйс своим скромным очарованием; однако обязанность каждого — проникать вглубь вещей. Нет, результат их стараний не был достаточно хорош. В новом свете она ясно узнавала жадность и подлость в каждой доске убогих домишек. И в лицах их обитателей. Догвилль мог стать оплотом доброты и благочестия, но этого не случилось. Город заслужил наказание, которому подверглась бы и она, будь одной из тех, кто совершил ошибку. Ради других городов, не похожих на этот. Городов, неброская внешность которых — или, напротив, красота — не скрывали развращенности человеческой натуры. Ради всего человечества и, не в меньшей степени, ради одного из человеческих существ — самой Грэйс.