Больше рецензий

16 марта 2013 г. 23:00

199

4

ДЖЕЙМС БАЛЛАРД – СУПЕРКАННЫ
Богатые тоже плачут

Не характерная вещь для сложившегося у меня образа Балларда, который никак не ассоциируется с криминальной тематикой. Менее всего хотелось бы предполагать, что автору не давали покоя лавры Чейза или Чандлера и его целью действительно было создание криминального романа, в противном случае его не стоило и открывать. Идея, наверное, все-таки была в другом – показать некоторые опасные по мнению Балларда, тенденции прогресса. В частности то, что обратной стороной материального благополучия, искоренения преступности, отсутствия сильных эмоциональных переживаний, может быть вырождение человечества.

Дествие романа разворачивается на французской Ривьере, в своеобразном технополисе на территории которого расположены офисы и исследовательские центры крупнейших компаний мира, а также жилые комплексы для их высокооплачиваемых сотрудников. Основой сюжетной линии является попытка главного героя разобраться с обстоятельствами убийства одного из служащих корпорации - своего предшественника по работе, приводящая его к раскрытию заговора в который вовлечены все ключевые фигуры этого государства в государстве.

Капиталисты – трудоголики совершенно разучились отдыхать и это все больше начинает сказываться на их психическом и физическом состоянии. Вот и приходит одному из героев романа – психиатру, оригинальная идея вернуть своим пациентам утраченное здоровье, внеся в их жизнь элемент безумия, лечение так сказать клин клином. Собственно, очень логичное решение для человека его профессии. Как проходило лечение, при желании можете узнать сами, а с моей стороны еще несколько соображений.

До прочтения «Суперканн» и «Кокаиновых ночей» Баллард числился у меня по разряду неприкасаемых. Не скажу, что после этого мое мнение о нем кардинально изменилось, но существенные поправки внести пришлось. Были даже грешные мысли о том, что может было бы лучше пройти мимо этих двух романов и остаться под впечатлением «Водного мира», «Автокатастрофы», «Бетонного острова», «Фабрики грез», «Хрустального мира» и т.д. Ну да что уж теперь, по крайней мере, сейчас я могу сказать, что знаю настоящего Балларда, разумеется, в контексте его творчества. Завораживающая атмосфера прочитанных ранее произведений объяснялась (если вообще это возможно объяснить), создаваемой автором размытостью, обреченностью внешнего мира, какой-то его нереальностью, вторичностью по отношению к внутреннему миру и психическим переживаниям своего героя. В «Суперканнах» и «Кокаиновых ночах» же, Баллард, оставаясь верен своей манере описаний переживаний личности, основное внимание все-таки уделяет психологии социума и чуть ли не политике, что для него совсем не характерно. Сама идея романа на мой взгляд спорная и в чем-то даже искусственная, к такому выводу в конце романа похоже в общем-то приходит и сам автор. Ну и зачем было огород городить, да еще и двухсерийный?