Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

1 декабря 2021 г. 21:49

2K

3.5 «Когда говоришь “да”, если хочется сказать “нет”»

Как ни странно, я очень хорошо понимаю Воннегута, который сказал об этой книге: «“Великий Гэтсби” для новых времен, одна из лучших книг во всем моем поколении». Частично я с этим согласна, ибо книга действительно по-своему замечательна. Только вот мне она не нравится. Я всячески бегала от взваленной обязанности: ты должна ее прочесть, ты же сама внесла ее в игровой список, тебе нужно ее прочесть и отчитаться!.. Мне не хотелось ее читать. Более того – уже после первых пяти минут чтения появилось желание удалить ее с устройства и больше о ней не вспоминать.

«Дорога перемен» – книга для меланхоличного времени. Она для тех, кто пребывает в расстроенном состоянии духа (временно или постоянно). Так же она для тех, кто мечтает разочароваться в любви/работе/мечте/жизни. «Дорога…» давит на читателя, словно бы вбивает ему в мозг тленную мысль: «Как бессмысленно, как безрадостно, как уныло это человеческое существование!» Если читатель, по какой-то причине, считает иначе, то, велика вероятность, сие «откровение» вызовет у него отторжение. Право, условные Достоевский, Камю и Флобер – тоже писатели не из веселых, у них так же много печальных и откровенно депрессивных моментов; но после них не хочется все бросить и улечься с настроением «да черт бы со всем этим!». А вот после книги Йейтса ой как хочется!
картинка ShiDa
В «Дороге перемен», на самом деле, нет никакой дороги. И уж тем более нет каких-то перемен. Увы, но тут сплошное бытовое болото. Быт – не есть плохо, если участвующие в нем имеют цели в жизни, развиваются и делятся друг с другом положительными впечатлениями. Но в «Дороге…» быт – это что-то невообразимо ужасное. Так же ужасна и семейная жизнь.

Фрэнк и Эйприл Уилеры не любят друг друга. Они живут в маленьком благополучном поселке и воспитывают двоих детей. Фрэнк работает на нелюбимой и, как он сам признается, бесполезной для всех работе, но, осознавая это, не желает ничего менять. Платят зарплату – и хорошо, зачем искать то, что может понравиться? У него нет мечты. Нет стремления к чему-то. Нет никакого любопытства, интереса к жизни (если это временное состояние, то ничего серьезного, у всех бывает, но чтобы жить так годами?..) Жизнь Эйприл ничем не лучше: примерная домохозяйка (какими изображали тех журналы и фильмы 50-х прошлого века), неудавшаяся актриса, так и не смирившаяся с отсутствием у нее таланта. Как и ее муж, Эйприл пытается вести себя «как положено»: все, что она делает, она делает потому, что так «надо», даже детей она родила с этой установкой.

Казалось бы, в чем проблема? Два бесцветных, скучных человека нашли друг друга и устроили семейную жизнь. Но оба – и Фрэнк, и Эйприл – бессознательно чувствуют, что им чего-то не хватает, что они нравственно гибнут в болоте бессмыслицы. Они пытаются спасти свою семейную жизнь, но это бесполезная трата сил и времени. Они изначально не любили друг друга. Знаете, есть люди, которые выбирают себе пару по крайне примитивным критериям: «Так, у него/нее хорошая работа и зарплата, свое жилье, он/она не пьет и не курит, с высшим образованием, с покладистым характером, у него/нее красивое лицо и тело, он делает комплименты и дарит подарки, она умеет готовить и вообще любит о ком-то заботиться…» Кто бы спорил, выбирать можно и так, но если нет у партнеров психологического/эмоционального притяжения, то союз их будет шатким. Ведь нужно же о чем-то говорить с человеком! С ним хочется поделиться своими переживаниями, зная, что он тебя поймет! Увы, но герои «Дороги…» не учитывали важность психологической совместимости. Поженившись за тем, чтобы «быть в браке, это же важно, вы же понимаете!», оба оказались в ловушке. И, вместо того, чтобы вместе развиваться, стремительно начали деградировать. Былые увлечения и мечты испарились – ведь они никому не интересны. А чем дольше отношения, тем больше выпячивается несовместимость.

К сожалению, изображая столь мрачную модель семейной жизни, книга не показывает иного, более оптимистичного, результата. Как Фрэнк и Эйприл, в «Дороге…» живут все. В этой книге в принципе невозможен интересный союз двух равных и счастливых вместе и порознь людей (хотя была слабая попытка изобразить таковых, но все быстро схлопнулось). Книга как бы хочет тебе сказать: «Отношения – это обязательно плохо! Даже если изначально было хорошо, потом обязательно станет ПЛОХО!» А еще бесполезно к чему-то стремиться (ты наверняка бездарен!), не нужно менять обстановку (все равно же ничего не изменится!), не нужно пробовать новое (это же всегда оборачивается неудачей!). Стоит ли говорить, что это подавляет?
картинка ShiDa
Окажись я в ином настроении, возможно, оценка у книги была бы выше. Психологизм в «Дороге…» на высоте, кто бы спорил, но вот не нравится мне нынче эта навязчивая депрессивность! Советую лишь тем, кто желает испортить себе настроение. Если же вы оптимист или хотя бы стремитесь к положительным мыслям и впечатлениям, то лучше обойти сие творение стороной, имхо.

«Мужество нужно, чтобы жить так, как тебе хочется»

Прочитано в рамках Игры в классики и Собери их всех.

Комментарии


Спасибо за честную рецензию. Я не так, что очень подвержена чужому мнению (и честно сказать давно присматривалась и к фильму и к книге), но депрессивных настроений (или попыток их навязать) хватает и в реальной жизни. Не буду читать эту книгу. Пойду лучше "По комп звонит колокол дочитаю"


А я не согласна с тем, что Фрэнк и Эйприл бездарны и что изначально друг друга не любили. Трагедия как раз и в том, что оба они симпатичные и талантливые люди и любили друг друга, но из болота вырваться не смогли.