Больше рецензий

21 ноября 2021 г. 14:21

507

5 Спойлер

Напишу свои впечатления. Для меня роман настолько огромный, сложный, необъятный, чтоб дух захватывает. Каждый герой как стекло в витраже. Каждый герой прорисован мазками, но очень человечно видится. Это не литературный герой, это человек из жизни. Хотя типизация, конечно, присутствует.

Для меня это роман о воспитании, взрослении, поиске, разочаровании. О противостоянии идей элиты и массы, о их споре, кто должен править балом. Роман о борьбе хаоса и порядка.

Эксперимент для меня вообще не про СССР. Эксперимент- это попытка попробовать смоделировать путь развития мира. Каким путём мы пойдем? Где все равны? Где масса правит или элита? Где большинство или меньшинство? А как туда идти?

Идея красного дома восхитительна. И, конечно, заставляет Андрея перевернуть своё нутро. Так играть он не может и не хочет. Красный дом каждому покажет, что у него внутри, и с чем он мирится не готов.

Андрея забрали в эксперимент по сути юнцом. И именно здесь он растет. Мир эксперимента - мир цикличный, замкнутый, выход в нём только один или его нет совсем. Нужно дойти до края, увидеть самого себя в финале пути, понять, что борешься ты только сам с собой.

Несовершенства эксперимента. Мусор не убирают. Следователи, которые не раскрывают дела.

Андрей - любимый герой Стругацких. Потому человек дела. Его мир переворачивается в красном доме, в момент когда он понимает правила игры. Он понимает, что выигрывает не тот, кто знает правила, а тот, кто понимает, когда эти правила можно изменить. А так он не готов, не умеет. И он выходит из игры. Поражает, как много людей видела красный дом, но не все его замечали. Куда до момента встречи смотрел Андрей? Может было не время ему встретится с домом? И при выходе его встречает Изя-нелюбимый герой авторов, потому что человек-творец,  мыслитель, не деятель.

Сюда попадают только разочаровавшиеся герои. Андрей, который понял, что-то идеологией каши не сваришь, Фриц, который разочарован в фашизме. Ну так далее. Каждому дано право выбирать, как строить мир. Фермеры думают, что они правят балом, Ван хочет быть просто дворником. Дональд вообще больше жить здесь не может, так как уже мусорщиком понял, что нет пути, путь не выбрать.

Всегда будет большинство и им в оппозицию те, кто строит храмы. Будет борьба между теми, кто может жить только в порядке, и теми, кто за хаос. Роман пророчески говорит, что путь строить будут на крови, и для достижения Великой цели не важно, сколько человек погибло. Большинство будет довольствоваться мымрами, а для элиты нет женщин здесь. Ну разве что жена Вана, хотя к элите его не отнести. И его путь для будущего тоже не подходит. Кто хочет жить, довольствуясь самым маленьким кусочком и кружкой со сколотым краем.

Роман настолько прекрасен идеями, и настолько ужасен пророческими мыслями. Авторы в своём творчестве дошли до такого момента, что о читателях, форме они уже не думают. Они уже за содержание. Но чтобы охватить его я слишком мало знают контекста, философии устройства мира, интертекстов. Еще читать и читать...

А по каждому абзацу моего отклика готова говорить долго и много.

Вышло сумбурно, но пока мне недоступен роман для целостного понимания. Каждое слово в романе - путь к разгадке. Но не каждое слово мне понятно.

Андрей не вернулся. Он проснулся. Или скорее очнулся. Очнулся с повзрослевшим сознанием, с выросшим пониманием теории социума человека. Социолог Дональд занимает его мысли в самом начале романа. А в финале он уже сформировавшийся человек, готовый убить в себе себя же, своего двойника. Чтобы вырваться из этого мира, надо убить себя того, который пришёл сюда. Тогда можно завершить первый круг.

И Изя, учитель, спутник главного героя, оставляет башенки для следующего героя-одиночки. А Андрей выросший герой-одиночка, из орленка комсомольца в философа, способного читать речи толпе каменных статуй, но разочарованного от того, что им нужно только восхваление.