Больше рецензий

21 ноября 2021 г. 14:07

315

3.5

Я, как и большинство читателей этого произведения, искренне возмущена изображением герцогини в жутчайших красках, поэтому поставила своей целью найти ответы на два вопроса «так ли ужасно в реальности выглядела Маргарита» и «какого черта, Фейхтвангер?!».

Начну с первого: автор описывал внешность герцогини, взяв за основу портрет авторства Квентена Массейса – человека, который описываемую женщину в глаза не видел, ибо жил лет на двести позже. Причём ладно не видел, он же эту картину не подписал! Да и в целом, существует сатира на старость и гротескное преувеличение отклонений, почему речь зашла о портретном сходстве? Прошло ещё двести лет, какой-то непонятный человек придумал подпись и понеслась душа в рай, а вернее Маргарита Маульташ начала переворачиваться в гробу от этой неслыханной дурости. Нет, очевидно, раз подобная легенда появилась, то это было кому-то выгодно, а родственники или иные приближенные к герцогине вряд ли испытывали к ней тёплые чувства (собственно, об этом и книга, к исторической точности к автору вопросов нет, исторические романы – его бесспорный конёк). Но зачем Фейхтвангер этот миф поддержал и мучил нас на протяжении всего произведения?

Это подводит к ответу на второй вопрос: личные заморочки. И знаю я это благодаря статье «Гандикап уродливости как особый творческий метод трансформации образов Л. Фейхтвангера в его исторической прозе». Не уверена, что корректно говорить «гандикап уродливости», но статья показалась достойной внимания. И есть там одна мысль, которая помогает лучше понять происходящее:

Гандикап уродливости для автора — не самоцель, а средство отражения компенсации за неудачное происхождения, некрасивую внешность, за чувство неполноценности

Выяснилось, что Фейхтвангер творит подобные вещи во многих своих произведениях, а объяснить его творческие методы можно личной историей, отражение которой есть в образе персонажа по имени Й. Зюсса-Оппенгаймера из романа «Еврей Зюсс», «который во власти и богатстве пытается забыть свое происхождение из Франкфуртского еврейского гетто». И далее факт из жизни автора: «В 1907 году после защиты Л. Фейхтвангером диссертации его научный куратор предложил ему выкрестится, чтобы иметь возможность преподавать в университете, поскольку присутствие еврейских преподавателей не было желанным в мюнхенских учебных заведениях».

Видимо, эти ощущения собственной уродливости (важно отметить, что выделяться можно не только внешностью, не любить могут за что угодно) дали толчок к использованию метода в своём творчестве с целью привлечения внимания к персонажу и сопереживания ему. Возможно, где-то это и оправданно, но честное слово, у меня к концу аудиокниги уже сердце кровью обливалось от страданий несчастной женщины. С другой стороны, цель автора – показать противостояние уродства внешнего, за которым скрывается разум, и внутреннего (графиня Агнесса) и, увы, печальный его результат, – достигнута.

Прочитана в рамках клуба «Читаем классику вместе!»

Комментарии


Еее, научные статьи в попытках разобраться, одобряю ^__^ Любопытная мысль высказана. Я у автора пока только "Братья Лаутензак" читала, меня очень впечатлило.


Еее, научные статьи в попытках разобраться, одобряю ^__^

Таки это работа в нашей немецкой команде так стимулирует))

А Братьев я тоже читала, было интересно исторические моменты узнать все, но не помню там таких извращений с уродствами! Либо автор там еще не так разошелся, либо тема не способствовала, но раздражителей такого плана в книге не помню.