Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

16 ноября 2021 г. 10:55

342

4 Тумбочки ходячие и Гретхен Мерисью

Предвкушала чтение трилогии несколько дней. После русской классики, скандинавского ретродетектива и финала фэнтезийного цикла хотелось адекватного и почти современного реализма. Сперва оно так и было. Романтические суждения толстушки Гретхен о любви можно было принять за авторскую иронию.
Первая часть трилогии хороша, вторая - с натяжкой с недофиналом в недостатках, третья, написанная через 5 лет после первых двух, слишком затянута.
Первым романом о детстве маленьких австрийцев я читала "Само собой и вообще". Этот одиночный роман вобрал в себя лучшие черты трилогии о Гретхен, плюс незатянутость. Подобные родители с недоразводом, но адекватней. В семье тоже трое детей, но в "Само собой и вообще" двое младших - мальчики, причём самый младший по поведению намного приятней и симпатичней визгуньи Магды. В обеих книгах средние братья воспринимают раздельное проживание родителей в штыки и по-своему стараются их соединить. Опять же, брат Шустрика не такой безнадёжный, как Гансик, и его закидоны больше связаны с головой, чем с телом и внешностью. В обеих книгах матери хотят свободы и отделяются от семьи, разделив с отцом детей в соотношении два к одному. В обеих книгах оба родителя, не находя выхода из тупика странных отношений в семье, начинают изменять ещё до развода. Однако, в семье Закмайеров измены ещё спрятаны под стеснение и неловкость. В обеих книгах семью на себе тащат старшие сёстры, пока развлечённые свободой родители налаживают личную жизнь. Но сестра Шустрика скромней Гретхен. Вообще, к третьей части Гретхен превращается в Мерисью из фанфиков. 15-летняя соплюха Может закадрить любого парня из школы и не только, советует расстроенному папе завести любовницу, орёт на взрослых и указывает учителям, приходит домой полуголой, доводит мамину одежду до состояния тряпки, не подлежащей восстановлению, а ей за это не влетает, советует маме, как правильно и открыто общаться с любовником. По сравнению с первой частью трилогии характер Гретхен испортился и из-за потакания взрослых, подлизывания к ней одноклассников. Гретхен толстушка отмечает переменчивость Софи в дружбе, но через три года с презрением осуждает якобы лучшую подругу Габриэлу, хотя та всегда на подхвате начинаний Гретхен и выручала её много раз. Короче, неприятная личность выросла. В слитом финале второй повести так и не ясно, что огрёб и огрёб ли вообще Гансик за свои "рыцарские" проделки, или ему тоже с рук сошло. 12-летний, а затем и 15-летний Гансик ведёт себя хуже пятилетнего, однако, на булимию забивает остальная семья.
Мама вроде бы и хочет предостеречь Гретхен от ошибок своей загубленной в пелёнках юности, но обрывает себя на полуслове. Непонятно, какого возраста папа. Из-за беременности маме пришлось срочно выходить за него замуж сразу после школьных экзаменов. Понятно, что мечась между кухней и детской, жизи она не узнала, не отгуляла своё в юности. В итоге, рвануло через 15 лет. Мне сразу вспомнился роман Фаллады о детстве. Там тоже папа взял в жёны почти ребёнка и воспитывал её в нужном для себя ключе. Повторю, что здесь возраста папы мы не знаем. Только к концу трилогии его ответственная должность на макаронной фабрике превращается в финансового директора. Тогда непонятны его негибкость и косность, гнев и ор по любому поводу, неумение подстраиваться под желания и поведение других и вообще договариваться. Домашний папа не сочетается с директорством, максимум бухгалтер какой-нибудь.
Тяга бабушки из Цветля к набиванию брюха объяснима бурным 20-м веком. Хоть автор об этом и умалчивает, но до Гитлера она жила в весёлую эпоху после Версаля, насмотрелась, наверное, и в итоге воспитала сынка - тумбочку ходячую.
Интересно Нёстлингер показала феминизм, исключительно как хамство и презрение к мужчинам, даже шестилетним. Несносность Магды в гостях остаётся безнаказанной. Почти год живя у подруги, мама не одёргивает Магду, обзывающую ровесника Пеппи за то, что он не даёт ей мучить кота. "Выражение это Магда подхватила у Марии-Луизы, она частенько так величала своего сына". Хороший пример для подражания. И не в том дело, что Мария-Луиза разведёнка, бросившая в другой стране остальных своих детей и в книге даже их не вспоминающая, а в её обозлённости на всё мужское племя. И кем в итоге вырастет Пеппи? Через три года, в девять лет, он уже считает женщин исключительно безответственными и недостойными доверия даже в собирании лего. Хорош феминизм.
Короче, вместо большой трилогии лучше читайте более поздний роман "Само собой и вообще". Вчера перечитала свою рецензию на него двухгодичной давности, будто краткий конспект трилогии о Гретхен с поправкой на другой пол детей.
P.S. Интересно, до какого уровня бы упали челюсти родителей и других взрослых, представься им Хинцель своим баронским титулом в начале трилогии. Автор высмеивает трепет перед аристократией и мещанство среднего класса. Со взглядами папы на жизнь финансово ответственным или власть придержащим лицом быть просто опасно.
P.P.S. Сперва жалела, что трилогии нет в аудио, но потом любовные метания моей почти тёзки так достали, что даже порадовалась, что живой голос их не озвучил. Пришлось бы изрядно ускорять.

Трилогия прочитана в Коте в мешке и во славу Анархоптах из Школьной вселенной.