Больше рецензий

8 ноября 2021 г. 19:19

256

4 «Он не утверждал, что он бог, но и никогда не отказывался от этого. В его положении любая определенность могла помешать ему, чего не скажешь о неопределенности.»

Не постесняюсь второй раз за год процитировать в рецензии Желязны, поскольку эти строчки как нельзя больше подходят к произведению.

Очередной ботан-филолог Патруля отправился в прошлое, чтобы изучить появление северных эпосов, и ненароком создал временную петлю (ох уж эти сотрудники патруля — они хоть раз успешно в прошлое сходили?). Несмотря на сложившийся вокруг него статус бога, послезнание и современные технологии, чем больше филолог пытался распутать петлю, тем больше увязал в деталях. В конце появляются оперативники патруля и отдают приказ привести историческую линию в соответствие, вопреки эмоциям, усугубив внутренний кризис героя. Примечательно, что бравый Мэнс Эверард в этом произведении довольствуется второстепенной ролью куратора и непосредственно в процесс не вмешивается, из-за чего произведение только выигрывает.

Повесть настолько выделяется из цикла «Патруль времени», что я заподозрил Андерсона в соавторстве. Но вроде бы нет, нигде об этом нет никакого упоминания и, видимо, маэстро серьезно набрался мастерства за те 8 лет, что не возвращался к циклу (очевидно, что для уточнения деталей мне придется отправиться в прошлое, в результате чего окажется, что я и есть Пол Андерсон).

Внешний мир весьма прекрасен. У него появился объём и теперь он трехмерный и осязаемый. Нью-Йорк запах печеными каштанами, а дикие варварские леса колючие, негостеприимные и хтонические. Появились детали, не имеющие к повествованию особого отношения, но просто работающие на создание общей атмосферы. В целом прогресс по сравнению с первыми рассказами настолько феноменальный, что сродни сравнению профессионального опытного писателя со школьником. Доселе мне не приходилось видеть, чтобы писатель настолько раскрывался со временем.

Внутренний мир тоже неплох. Герои вдруг стали поступать так, как ты от них ждёшь. Их поступки не выглядят дешевой игрой. Можно придраться лишь к Карла, который творит дичь направо и налево, устраивает временные петли и демонстрацию технологий будущего и всё ему сходит с рук. Но так уж в этом цикле заведено. При этом Карл всегда делает драму и выглядит, в моём представлении, как Николас Кейдж который только что съел лимон.

Итого, на фоне нестареющего Карла, на глазах переходящего в ранг божества, проходит жизнь нескольких поколений. Читателя в неё погружают постепенно. Получается этакие «Сто лет одиночества» в историческом сеттинге. В целом герои вызывают симпатию, им веришь, за них переживаешь. Ряд отличных эпизодов (Странником, входящий в дом из дождя под вспышки молний или отличный момент где Карл «промахнулся» во времени и интересуется здоровьем своего внука, которого сам же и похоронил несколькими месяцами ранее) очень достойно прописаны, картинка в голове рождается весьма сочная. Вообще Повесть кинематографична и могла бы лечь в основу сюжета отличного исторического сериала. Впечатление от книги максимально положительные — оставь её одну вместо всего увесистого цикла и мы бы ничего не потеряли. Можно смело рекомендовать к прочтению.