Больше рецензий

Fox_Of_Probability

Эксперт

вероятностный лисёнок

31 октября 2021 г. 17:00

520

4 Спойлер

На примере этой книжки я поняла, что существует объективно неплохая детская литература, которую сложно читать взрослым из-за разницы жизненного и читательского опыта и уровня эмпатии.

Сюжет: восьмилетний мальчик Реми неожиданно узнаёт, что настоящие родители бросили его младенцем, а текущие родители лишились средств к существованию и вынуждены избавиться от неродного ребёнка. Так Реми становится воспитанником синьора Виталиса – хозяина небольшой бродячей трупы артистов-животных. Мальчик путешествует по Франции, заводит и теряет друзей и близких.

Из положительного: книга поднимает детские темы на понятных детям образах. Например, ценность семьи подчеркивается отсутствием семьи и страстным желанием Реми эту семью обрести. Забота должна работать в обе стороны: как родители заботятся о детях, так и детям стоит заботиться и радовать родителей. Дружба означает ответственность и поддержку. Знание приходит только после упорного учения. Не стыдно признаваться в своём незнании, стыдно не стремиться узнать и вырасти. И так далее.

Но полностью осознавая качество этой детской литературы, я морально страдала при чтении. Эта оптимистичная и наивная добрая книжка с точки зрения взрослого человека настоящая депрессивная драма. Причём если ребёнок увидит в происходящих злоключениях лишь печальное сюжетообразующее происшествие, взрослый увидит трагедию человеческих судеб.

Простой пример: приёмный отец Реми получил производственную травму и лишился работы. Для сюжета это катализатор: поскольку семья оказалась в стеснённых обстоятельствах, отец продаёт чужого мальчика странствующему артисту.
Что видит ребёнок? Страшный злой дядя выгоняет бедняжку Реми.
Что видит взрослый? Несчастную разорившуюся семью на грани выживания, оставшуюся без денег и без скота. Калеку, чья жизнь разрушена. Он отправлял весь доход жене и даже не подозревал, что та воспитывала мальчика, не испытывает к чужому ребёнку малейших родственных чувств, а теперь вдобавок должен содержать и его?

Второй пример: Реми нашёл родителей, но те оказались мошенниками и продавцами краденого. Алчный отец, равнодушная мать, презирающий дед, ненавидящие братья и сестры.
Что видит ребёнок? Обманутые ожидания маленького Реми, его несчастья и несправедливость мира, не подарившего настрадавшемуся ребёнку долгожданную любящую семью. Какой же катарсис наступает, когда автор раскрывает правду: на самом деле эти жулики не его родители, а настоящая семья именно такая – любящая и заботливая.
Что видит взрослый? Трагедию детей, родившихся и воспитывающихся в семье воров. Старшие уже выросли отбросами общества, они занимаются воровством и закончат жизнь в тюрьме. Кажется, что у младших ещё есть шанс, но и их наверняка ждёт незавидная участь.

Третий пример: Реми нашёл временную семью, трудится наравне со всеми, получает родительскую заботу и сестринскую любовь. Отец разводит цветы, но однажды буря разрушает оранжерею. Мужчина оказывается разорён и отправлен в долговую тюрьму, а его дети разосланы по дальним родственникам. Реми снова выброшен на улицу.
Что видит ребёнок? Бедняжке Реми опять не повезло, судьба снова отвернулась от него, вырвав из рук долгожданное счастье.
Что видит взрослый? Ау, жизнь человека разрушена за один день, а его дети вынуждены жизнь с незнакомцами, для которых они – лишь дополнительный голодный рот. Трагедия целой семьи.

Каждая из трёх ситуаций могла стать основой драматического романа, но в повести «Без семьи» это лишь маленькие эпизоды, двигающие сюжет. Здесь страдают хорошие люди, мучительно умирают животные, штрихами намечаются настоящие трагедии времени – и всё ради очередного поворота в повествовании. Эти второстепенные драмы не получают своего развития или завершения. Они несущественны, но привередливый взрослый читатель привык, что ружьё на стене стреляет. Привык, что второстепенные сюжетные линии имеют смысл.

Я могу простить повести бесконечные рояли в кустах. Хорошо, Европа – это маленькая деревня, поэтому восьмилетний путешественник обязательно встретит на пути своих старых знакомых. Хорошо, мальчику будет постоянно везти на хороших людей в подходящий момент. Хорошо, пусть добыча денег на пропитание, ставшая настоящим испытанием для опытного Виталиса в начале книги, под конец не будет представлять сложностей для двух мальчиков. Я могу простить детской литературе эти её условности. Но меня мучало сочетание детской наивности книжки и жестокого второстепенного трагизма. Я однозначно больше не буду читать книг Гектора Мало, к чёрту.

Прочитано в рамках Долгой прогулки 2021 (октябрь, основа)

Комментарии


С вашего разрешения выложу ваш отзыв в чат наших совместных чтений. С ссылкой на вас конечно. У нас семейные чтения, а вы очень точно подметили невидимые детскому глазу трагедии



Я не возражаю :)