Больше рецензий

AlyaMaksyutina

Эксперт

отзовик-не-затейник

24 октября 2021 г. 13:41

562

3.5 История об отсутствующем герое

"Почерк Леонардо" оставил двойственные впечатления. Знатоки говорят, что это не самая сильная книга Рубиной (это первый и последний раз, когда я пишу эту фамилию, у меня с ней не очень приятные ассоциации); я судить не могу - это первая мной прочитанная книга автора, но в следующий раз я точно буду следовать рекомендациям и возьму горячо советуемое "На солнечной стороне улицы". Продолжу знакомство из-за очарованности мастерством слога. Язык писательницы так искусен, что сам по себе имеет литературную ценность. Редкое наслаждение: картинка настолько яркая, чёткая, что кажется ты на всё это смотришь всего лишь через оконное стекло, и в любой момент можешь оказаться посреди Киева, в рыночной толпе или балансируя на доске под самым куполом цирка.

Честно, я вообще забывала иногда (вру - часто), что в этой книге есть главная героиня, есть какой-никакой сюжет, есть даже идея! Я просто готова была руками махать, отгоняя: опять эта Анна! Дайте мне Сенины описания, дайте деда в итальянских сапогах, дайте Сеню - и побольше! (Это учитывая, что музыкальные термины, которыми герой-фаготист оперировал, для меня звучали как немецкая речь: красиво, но абсолютно бессмысленно). Сеня - один из трио главных героев, помимо Володи и самой Анны. Устами этих мужчин рассказана большая часть истории главной героини. Мы её видим их влюблёнными глазами.

Анна - девочка-сирота, которую взяла бездетная пара. Через детство героини перед нами рисуется картина советского Киева. С какой теплотой и любовью написана эта часть! - заочно влюбляешься и в город, и в его обитателей. Читать было безумно интересно. И тогда ещё хоть сколько-то упоминались Маша и Анатолий - та самая пара, которым почему-то автор уделила очень мало внимания, особенно Маше (а уж того что с ней сделала Рубина (тут фамилия как раз кстати), я никогда не прощу); иным второстепенным героям было куда больше времени отведено. Плохо сбалансированный роман, на мой взгляд. Ощущение какой-то обкорнанности некоторых линий сюжета, и очень много ностальгических Сениных воспоминаниях о детстве, которые к основному сюжету никакого отношения не имеют (хотя мне больше всего в книге они и полюбились).
Например, линия с зеркалами - ключевая! - фрагментарна; автор будто не хочет, чтобы читатель понимал героиню. Я терпеть не могу этот приём - когда инаковость, нездешность героев автором сознательно не показывается "изнутри", а просто словами проговаривается: "он не такой как все". Здесь конечно другой случай, но именно в этой истории передача через восприятие других героев не работает (собственно, сам по себе приём не плохой). Анна так и остаётся в своём зеркалье, и дело тут не в "почерке Леонардо", гениальности, странной природе этой женщины, а в том, что автор отстранила читателя от героини, надеясь придать ей ореол загадочности, особенности, но приём не сработал. Видимо, поэтому основная сюжетная линия такой пресной получилась. Ко всему прочему я ещё и к цирку абсолютно равнодушна, хотя цирковая жизнь здесь показана отлично, на мой взгляд. Но самое большое недоумение, и даже разочарование вызвал финальный аккорд в жизни главной героини - оставил впечатление абсолютно непродуманного, надуманного и рояльнокустового (как сказала подруга вместе с которой мы читали книгу) элемента. Видимо, увлекшаяся демонстрацией "небесной" природы героини, автор решила подарить ей такой же "грандиозный" финал. Вот хоть убейте меня, пусть в книге и есть примесь мистики, но настолько фантастический элемент - лишний и чуждый для этой истории.

Сама идея показать человека, отвергающего свой дар-проклятие - интересна. Сопротивление героини навязанному кем-то свыше пути - ровному и прямому; выбор её собственный - идти тем путём который она себе наметила, обрекая себя (и близких людей тоже!) на испытания. Обо всём этом из-за подачи и применяемых автором приёмов - скучно было читать, не интересно. Ко всему ещё и не получается проникнуться сочувствием к героине, которая видит в своих зеркалах будущее людей, но предотвратить трагедии не может (из-за того героиню мы видим почти всегда "извне", возникают сомнения в этом), не получается восхититься её силой и смелостью. Эта книга об отсутствующем герое, потому что написана обо всех кроме Анны. Она осталась в своих зеркалах.

Прочитано в рамках игры "Killwish".