Больше рецензий

ilya68

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 октября 2021 г. 19:10

429

4

Действие этой приключенческой повести происходит на Северном Кавказе - на древних землях аланов и маскатов.

Книга распадается на две неравные части. Первые три четверти — это классический детектив, где следователь по особо важным делам республиканской прокуратуры Борис Туриев расследует убийство, совершенное в горах. Проверяя возможные версии, он оказывается в городе Д., где вновь сталкивается с услышанной еще в детстве от брата отца легендой о подземном городе златокузнецов, оставленном его жителями перед лицом агрессии армии Тамерлана. По преданию жители перед уходом выгравировали три плана своего города на медных тарелках, которые были сброшены в глубокие ущелья в качестве послания потомкам. А располагался сей подземный город как раз под Скалистым плато, возле которого произошло убийство.

Здесь нужно сказать, что хотя автор старательно заменяет практически все географические названия, кроме совсем уж вымышленных, многоточиями и аббревиатурами из первых букв, проследить путь его героя довольно-таки нетрудно.

»...ская автономная республика», куда направляется следователь Туриев, — это Дагестан, а город Д. — Дербент, который весьма узнаваемо описан, как географически, так и исторически. С древнейших времен Дербентская крепость запирала узкий проход между морем и горами, по которому проходила дорога, связывавшая степи Севера с Кавказом. Две крепостные стены, уходящие далеко в Каспийское море, преграждали путь желающим обойти город по мелководью и одновременно формировали гавань для судов. Не забудет автор книги также напомнить, что в начале 18 века ключи от города были вручены Петру Первому, отворившему таким образом «ворота в Азию» для России. Да и посещенный Туриевым в ходе расследования завод шлифовальных станков в Дербенте вполне реален и даже существует до сих пор.

Основное же действие, хоть это опять же нигде явно не фигурирует, происходит в Осетии. Кстати именно там, данная повесть первый и единственный раз и была издана.

Но вернемся к Скалистому плато. С другой стороны и геологи проявляют с давних пор интерес к нему, несмотря на закрепившуюся за тем репутацию бесперспективного. Ведь нашла же что-то перед самой войной работавшая там немецкая экспедиция доктора Рейкенау. Вопрос что это было, так и остается открытым — немцы перед отъездом на родину неспроста взорвали шурф, где они работали, а в 1942 году их страна пыталась высадить на этом плато десант. Вот и пытаются геологи выбить средства на еще одну экспедицию, которая поможет разгадать загадку Скалистого плато.

Так пересекаются жизненные пути следователя Туриева, который сам в прошлом геолог, и геологини(так она сама себя в книге именует) Елены Дроздовой, имя отца которой — профессора Лосева — знакомо первому еще по институтским учебникам. Именно из рукописи Лосева, представляющей в рецензируемой повести вставку, причем едва ли не фэнтезийную, читатель вместе с Туриевым узнает художественно переосмысленную историю покинутого жителями города златокузнецов.

Надеюсь все уже догадались, что если в первом акте на стене висит блюдо с планом древнего подземного города, то именно туда оно и приведет героев повести в акте заключительном. Поэтому я не разглашу большого секрета, если скажу, что действие последней четверти происходит в этих самых легендарных подземельях златокузнецов и представляет из себя приключения в духе Аллана Квотермейна и Индианы Джонса. Всевозможные хитрые механизмы, находящиеся во вполне рабочем состоянии спустя полтысячи лет после того, как их забросили, прилагаются. Здесь автор переходит от детектива, нашедшего к этому моменту вполне логичное завершение, практически к фантастике, вернее к той ее разновидности, которую принято называть криптоисторией, так как никаких данных о существовании подобного города на Северном Кавказе у современной науки нет, хотя сама идея была наверное подсказана автору существующим в Осетии так называемым «Городом мертвых», представляющий из себя средневековый некрополь, в том числе и подземный.

Несмотря на вполне добротную по меркам приключенческого жанра фабулу, пусть и в чем-то перекликающуюся с вышедшей за три десятка лет до того повестью Николая Автократова «Серая скала», книга не лишена недостатков, которые несколько смазывают в целом хорошее впечатление от чтения.

Во-первых серьезный отпечаток накладывает время выхода — книга расцвечена теми перестроечными родимыми пятнами, которые возможно отражали тогдашнюю злобу дня, но сегодня малоинтересны. Вся эта занудная морализаторская "критика отдельных недостатков", по счастью еще не ставшая тогда для авторов самоцелью, как это произойдет короткое время спустя, смотрится в приключенческом произведении совершенно излишней. Да и обязательное однократное упоминание Сталина и Вышинского — просто, чтоб было — из той же серии.

На это можно было бы закрыть глаза, если бы все это не было непосредственно связано с еще одной проблемой. Автор четко определяет время действия повести. Это 1966 год, что и понятно — поскольку действие тесно переплетено с событиями Великой Отечественной войны, бывшие фронтовики должны быть еще в расцвете сил, так одному из них в повести 46 лет. И вот тут начинается главное противоречие: абсолютное большинство реалий, с которыми мы сталкиваемся в книге, относятся к восьмидесятым годам прошлого века, но никак не к шестидесятым. Впечатление, что автор вообще не задавался этим вопросом. Вот некоторым авторам удается сочинять так, что и не поймешь — то ли это прошлый век, то ли нынешний, уж не знаю хорошо это или плохо. Здесь же явно не тот случай — помимо общих неаутентичных реалий в повести полно анахронизмов, хотя не думаю, что кто-то еще сегодня вспомнит, что упомянутая в книге передача «Радионяня» впервые вышла в эфир в 1972 году, да и сборник Югова «Думы о русском слове», который читает отмеченный выше 46-летний бывший фронтовик, из того же 1972 года. Тем не менее для меня именно это — та самая ложка дегтя, которая не позволяет поставить повести более высокую оценку. Но при этом еще раз подчеркну, что чисто в приключенческом плане книга вполне годная и заслуживающая прочтения.