Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 января 2013 г. 23:33

820

4

У этой книги необычная судьба. Вот что пишет по этому поводу сам автор:
«В первый раз я кратко изложил свою теорию на 25 страницах летом 1981 года, дав рукописи заголовок «Линия отсчета». Редактор категорически отверг ее включение в мою первую книгу прозы, «Хочу быть дворником», готовившуюся тогда к изданию. Равным образом она была отвергнута всеми мне тогда известными редакциями - от «Нового мира» до «Химии и жизни», всего десятка два отказов.
Во второй раз я изложил ее в повести «Испытатели счастья», сочиненной исключительно ради этого изложения осенью 84 года. Беллетристическое обрамление нужно было только для просовывания вещи в печать. Из всех журналов ее взяла только ленинградская «Аврора» и напечатала в 87 году (такие тогда были сроки). Ни звука о сути теории ни от критиков, ни от читателей не воспоследовало, хотя повесть была отмечена»
Далее последовали еще неоднократные попытки замаскировать свои размышления под диалоги или включить в роман, пока, наконец, с седьмой попытки не удалось опубликовать сей фундаментальный труд полностью.
***
Так что же такое содержится в книге Веллера, что ее не хотели публиковать в течение двух десятков лет? Ответ - его собственные размышления о нашем мироустройстве.
Книга состоит как бы из трех частей.
Первая посвящена осмыслению человека во всех его аспектах. Начиная со здоровья, свойств памяти, особенностей ощущений... и заканчивая этическими проблемами – стремлением к счастью, самореализацией и пр. В конце размещен раздел о неизбежной гибели человечества. :)
Все проблемы, насколько можно понять, у Веллера были из-за второй части, в которой он развивает свою универсальную энергетическую теорию.
И, наконец, в третьей части, которая называется «Пониматель» он вновь возвращается к вопросам, поднятым в начале книги, но уже рассматривает их с точки зрения умудренного жизненным опытом человека.
На мой взгляд, как раз главы, написанные в молодости, еще никому не известным писателем, и есть самые интересные в книге. В третьей части заматеревший Веллер становится занудным, мысли обрывочными, а доказательная логика все менее убедительной. Однако, темы поднятые в ней, пожалуй, самые интересные в книге. Вряд ли кто-то откажется даже просто заглянуть в разделы, посвященные смыслу жизни, совести, отношениям отцов и детей, любви, сексу, искушениям, страданиям и прочему.
***
Думаю, многие найдут в этой книге для себя много интересного и познавательного, хотя бы в виде свода фактов по заявленным темам. Но лично меня не устроил в ней подход к анализу рассматриваемых понятий. Веллер – филолог и это явно отражается на его методе.
Возьмем, к примеру, раздел «Стремление к счастью», где он пытается определить, в чем же это счастье заключается. Выяснение идет методом исключения.
Например, из следующего абзаца:

Уж чем так плохо жила Мерлин Монро? Уж чего так не хватало в жизни Хемингуэю? Почему Байрон - предмет зависти и подражания целого континента, красавец, богач, спортсмен, кумир, гений, - был пессимистом? Почему Лев Толстой - граф, богач, знаменит, женат на любимой – «прятал веревку, чтоб не повеситься, и ружье, чтоб не застрелиться»?
Как говорила моя бабушка, «все есть - счастья нет».


Делается фундаментальный вывод, что счастье не в обладании. Последующие разделы построены по тому же принципы. Берется утверждение, правота которого подкрепляется множеством примеров. Но я так подразумеваю, что существуют примеры (не упомянутые в книге), свидетельствующие о прямо противоположном.
***
И, тем не менее, книгу вполне стоит прочитать хотя бы для того, чтобы получить некий набор фактов, на основе которых можно будет потом строить собственное миропонимание.

В разделе «Истории» я разместил «завлекаловку» - отрывок из книги Веллера о ядерном апокалипсисе, который чуть-чуть не постиг нашу землю. Возможно, Михаил Иосифович немного и приукрашивает происходящее, но суть, в общем-то, верна.

Комментарии


В конце первой части размещен раздел о неизбежной гибели человечества. :)


Позитивненько, правда?:)

И, тем не менее, книгу вполне стоит прочитать хотя бы для того, чтобы получить некий набор фактов, на основе которых можно будет потом строить собственное миропонимание.


На основе которых? О_о Почему факты от Веллера должны быть основой чьего-то миропонимания, кроме самого Веллера?
И еще немного из биографии филолога:
В 1972—1973 годах работает по распределению в Ленинградской области воспитателем группы продлённого дня начальной школы и учителем русского языка и литературы в сельской восьмилетней школе. Уволен по собственному желанию.

Устраивается рабочим-бетонщиком цеха сборных конструкций ЖБК-4 в Ленинграде. В качестве вальщика леса и землекопа выезжает летом 1973 года с бригадой «шабашников» на Кольский полуостров и Терский берег Белого моря.

В 1974 году работает в Государственном музее истории религии и атеизма (Казанском соборе) младшим научным сотрудником, экскурсоводом, столяром, снабженцем и заместителем директора по административно-хозяйственной части.

В 1975 году — корреспондент заводской газеты Ленинградского обувного объединения «Скороход» «Скороходовский рабочий», и. о. завотделом культуры, и. о. завотделом информации. Первые публикации рассказов в «официальной прессе».

С мая по октябрь 1976 года — перегонщик импортного скота из Монголии в Бийск по Алтайским горам. По упоминаниям в текстах, вспоминал это время как лучшее в своей жизни.

С 2006 года ведёт еженедельную передачу на Радио России «Поговорим с Михаилом Веллером».
P.S. Мне нравится Веллер, я не раз об этом писала. Но делать из него пророка? рекомендовать, как философа? А почему не бабку у подъезда?


Я не совсем понял, к чему надо было приводить подробную биографию Веллера.
Я недавно писал о Паунде, который писал такие антисемитские статьи, что их даже отказывалась печатать немецкая пресса во время войны. Потом 13 лет провел в психушке.
Это как-то повлияло на восприятие его творчества? Нисколько.
Не нравится Паунд, возьмем Алексея Иванова. Не менее богатая биография. Он что плохо пишет?
Не важно, чем человек занимается. Важно – о чем он думает.

«Все о жизни» я прочитал полностью и это мне на порядок облегчило труд по созданию собственной системы миропонимания (не пришлось поднимать кучу первоисточников).
Никто не говорит, что из Веллера надо делать пророка. Но под тем, что в молодости он был серьезным мыслителем, я подпишусь не задумываясь.


«Все о жизни» я прочитал полностью и это мне на порядок облегчило труд по созданию собственной системы миропонимания (не пришлось поднимать кучу первоисточников).

Огосподи... Интересно, что б Вы делали без книжных авторитетов?(


Причем здесь книжные авторитеты? Я позаимствовал у Веллера факты, собранные под одной обложкой.
Но вы даже не представляете, какой это труд – создать подобный текст.
А если учесть, что Веллер написал первые две части в 25 лет, то это вообще становится уникальным случаем.
Почитайте книгу, рекомендую. :)


Спасибо, читала )

Но вы даже не представляете, какой это труд – создать подобный текст.

Да ведь никто не заставлял...


цитата от FATAMORCANA:

Мне нравится Веллер, я не раз об этом писала. Но делать из него пророка? рекомендовать, как философа? А почему не бабку у подъезда?


Ой, как мне нравится ваша перепалка, уважаемые коллеги-читатели!
Ну как тут не встрять? Встряну!

цитата от FATAMORCANA:

из Монголии в Бийск по Алтайским горам


Разве не располагает такой труд к размышлениям о жизни? Иисус тоже пас овец, и не стыдился, вот. Как вам моя мысль? Глубокая, правда?
Я недавно перечитала одну книжку о засекреченном проекте ГЛАГОС, набралась умных мыслей по поводу глобальной катастрофы. I' ll be back!


У меня присутствует еще один параметр оценки книг – сколько времени потребовалось бы, чтобы написать такое.
И Веллера за созданный труд я уважаю. Пусть не со всем соглашусь по содержанию, но сама попытка осмыслить затронутые темы – это уже поступок. Тем паче, когда он сделан в 25 лет, и тем паче, когда он писался «в стол».


Веллер производит впечатление человека резкого в своих суждениях и острого на язык. Он публичный человек и многие его просто не любят только за одно это.
Надо будет почитать его книгу.


Веллер сегодняшний очень сильно отличается от Веллера, написавшего первые две части "Все о жизни".
Творцы не должны долго жить - давно известная истина. :)


Не один Веллер рассуждал о неизбежной гибели человечества.

Из книги "ДРЕВНОСТИ РИМА"

Вы, злые звезды , боги-супостаты,
Природа, нам враждебная навек,-
Случайно ль, по закону ль человек
Свой путь земной проходит без возврата,-

Зачем вы все построили когда-то
Сей мир, чей столь чрезмерно долог век?
Не для того ль, чтоб дней гнетущий бег
Здесь, в Риме, в прах втоптал дворец богатый?

Я не скажу, как все твердят давно,
Что, мол, в подлунной все обречено
Распаду, быстротечно все и бренно,

Но я скажу, хоть не хочу задеть
Того, кто по-иному склонен петь,
Что не уйти от смерти и Вселенной.

Это сонет Жоашена дю Белле -выдающегося французского поэта XVI века...


Это больше похоже на вариацию на тему сонета дю Белле.
Не могли в 16 веке использовать лексику века 20-го. :)


пер. С.Я. Бронина. Обожаю эти сонеты. Вот, например, сонет о врагах поэтов. Сейчас его прцитирую в дискуссии по переводам Шекспира.


ЧЕСТОЛЮБИВОМУ И СКУПОМУ ВРАГУ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ...

Лакей вельмож, раб Скупости бесплодной,
Тебе ли знать над жалкой плотью власть?
А я пред тем Поэтом лишь мог бы пасть,
Что радостью питает дух свободный.

Фортуна, Власть и Суд, толпе угодный,
Подачками тебя накормят всласть.
Ни Времени разверзшаяся пасть,
Ни Парки не смутят души холодной.

Итак, решай, к чему стремишься ты -
К довольству или к зыбкости мечты.
Но мы, питомцы Муз, во тьму не канем.

Что тем, чей славен путь, небытие?
А вас, вас погребут под тем же камнем:
Тебя и имя темное твое.


А я пред тем Поэтом лишь мог бы пасть


Это на каком языке?
У переводчика явные проблемы со стихосложением. :)


Так лучше:

А я пред тем Поэтом мог бы пасть

Трудности перевода..или опечатка..все равно бесподобные сонеты:)


А вторая строчка? Смысл совершенно искажен.
На мой взгляд первоисточник явно слаб, а перевод вообще никуда не годится.
По крайней мере, с сонетами Шекспира в исполнении Маршака даже сравниввать не хочется. :)


Вы придираетесь.:)


Во второй строке действительно опечатка
Вместо "Тебе ли знать.." нужно "Тебе ль не знать"