Больше рецензий

noctu

Эксперт

Эксперт продавленного дивана

31 августа 2021 г. 20:26

198

Долго пыталась определиться со своим отношением к рассказчику - насколько ему можно доверять, этому на первый взгляд безобидному старикашке, которому в голову взбредают всякие мысли. Он располагает к себе своей легкой наивностью и сохранившейся (или вернувшейся) детскостью, в которые он все больше и больше впадает до того момента, пока не начинает терять связь с реальностью, переходя в другое измерение и докапываясь до правды, похороненной глубоко под землей. Одна запись за другой в дневнике герцога начинает стирать различие между обычным эксцентричным человеком в летах и со средствами и придурковатым стариком, погибшем нелепой смертью из-за своих собственных причуд в виде трепанации или известных тоннелей, опоясавших его поместье.

Человек с подходящим дипломом может, наверное, легко диагностировать то, что случилось с бедным герцогом, но как читатель я все не переставала удивляться тому, куда все это дело ведет и чем закончится. И вполне безобидные вещи обернулись звоном колоколов в полупустом чумном городе. Был он всегда таким чудаковатым или пережитое в его жизни сделало герцога таким? Насколько его жизнь была причиной того, что он решил проводить время под землей? И я имею в виду не только вымышленного персонажа, но и реального прототипа, от которого, по собственному признанию автора, вольно тот отступил.

Яркая личность герцога вкупе с пытливым умом и красочной фантазии не сослужила ему службу в последние месяцы жизни. А как еще как не пытливым умом назвать те вопросы, которые он писал своим слугам и подбрасывал под двери? А его рассуждения о почках, ради которых он залез на дерево и потом висел там битый час, пока не появился человек снять его? Или его увлечение "Анатомией" Грея и френологией, пусть и не совсем свою энергию он направлял в нужное русло? Под конец всей этой жизни с бесконечными вопросами у него начинают проявляться разные навязчивые идеи, страхи и больные фантазии, которые оставляют его лысым, безбородым и с двумя дырками в голове и груди.

Страшный конец, как и страшные главы. Особенно, что описаны они уже не привычным голосом старого герцога, а чужим читателю человеком. Эти переключение из стоячего водоема герцога в чужие показания, холодные, отстраненные и не такие добрые, действуют как ушат холодной воды с ледяной корочком, ударяющей в лицо. Но при всем смехе и шуточках про газы или бегания от ванны к ванне голышоми не только последние страницы внушают ужас. Все повествование - это история постепенного умирания и разложения еще до смерти. История о том, что ждет нас всех с возрастом, когда будут деревенеть тела, отказывать когда-то безотказно служившие органы и появляться всякие видения, нарушая связь между миром реальности и нашей памятью. И отстраняясь от пережитого вместе с герцогом, хочу заметить, что книга написана очень талантливо, пусть рассказчик-таки оказался ненадежным.