Больше рецензий

31 августа 2021 г. 14:45

300

4

Аннотация интригует и привлекает внимание. Так же и книга. Читаешь и ждешь до последнего развязки, что же такого сотворил мальчик, в чем его вина? Есть ли вообще эта вина?
Книга, как мне кажется, написана в лучших традициях еврейской литературы, которая из раза в раз (за редкими исключениями) оказывается мне не очень близка.
Мне тяжело понять Якова Шейнфельда и его болезненную поглощенность любовью, его зачастую иррациональные действия, магические обряды. Его линия в романе - самая грустная, горькая, болезненная. Его отношения с Зейде (как мало у них было ужинов, как мало любви и тепла он получал от мальчика), с матерью Зейде Юдит (сплошное отвержение), с другими жителями деревни, с самим собой. Весь он как будто был подчинен одной единственной цели, и когда цели не стало, не стало и его самого, смысла в его жизни. Такая поглощенность одним единственным человеком и чувством пугает и вызывает жалость (но не сострадание, нет).
Другие персонажи, более приземленные, даже в этой слегка магической атмосфере, созданной Меиром Шалевом, кажутся мне более понятными, но вместе с этим они и не притягивают так взгляд. Как это часто и бывает, запоминается персонаж, вызвавший наиболее сильные и яркие эмоции.
У каждого из отцов Зейде есть своя история разной степени трагичности. И каждый из них пытается учить Зейде, как жить, передают ему в наследство не только имущество, но и знания, и умения. Это старые традиции, когда профессия переходила от отца к сыну и обучение все проводилось внутри семьи. И в целом деревня, где живет Зейде не слишком современна. Люди живут на земле, занимаются в основном сельским хозяйством и живут за счет него. У всей деревни из развлечений только следить за тем, что там у соседей в семьях происходит. И книга вся примерно про это. Какие тайны скрывает человек, семья. Как любить. Кого любить. Как добиться расположения у предмета любви. Много, вероятно, не очень эффективной информации на этот счет. Я понимаю, что это гротеск, преувеличение, но если бы парень, которому я 10 раз сказала "нет", принес бы мне платье и сказал "свадьба завтра", я бы уехала из города на всякий случай от этого не очень адекватно себя ведущего человека.
В целом вся книга это сплошной гротеск, преувеличение, магическое мышление, иррациональные поступки, нестандартные размышления и чувства через край. А ещё, как водится, человеческие драмы и трагедии, специфический юмор и сложное переплетение жизней и отношений.
Наверное, вам должны нравится такие книги именно культурально. Нужно попасть в ее интонацию, иначе магичность, иррациональность происходящего может даже подбешивать. Я, к сожалению, в интонацию не попадаю из раза в раз, а жаль. Написана "Как несколько дней..." отлично, и сюжет, и диалоги изобретательны и держат внимание. Жаль, что не мое.