Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

24 августа 2021 г. 12:22

2K

5 победу следует отмечать похоронной процессией

одинокий путник в желтых одеяниях, восседая на осле, стремится достичь вершину горы. неброский рисунок, загадочное название "дао дэ цзин" и пробел на месте авторской графы предрешил всё - и  пыльная книга, лежащая в магазине с 2019 и с тех пор не изменившаяся в цене, совершенно случайно попала в мою скромную обитель.

кто же автор? по мнению одних, автор - ли эр, получивший прозвище "лао-цзы", что значит "мудрый старец".  многие полагают, что он жил в одно время с самим конфуцием. древнекитайский историк сыма цянь утверждает, что они даже встречались. так, конфуций спросил у лао-цзы о сущности этикета (для него это вопрос важный, ведь, по конфуцию, фундамент, на котором строится здание благополучного общества, - это этикет). лао-цзы дал довольно пространный ответ, в конце добавив:

бросьте свою заносчивость и чрезмерные желания, напыщенные манеры и низменные страсти - они не принесут вам никакой пользы. вот что я хотел бы вам поведать.

отринуть все желания - значит избавиться от связанных с ними страданий. следует плыть по течению судьбы и быть при этом осознанным наблюдателем. этот способ "неделания" зовется у-вэй. это, по мнению лао-цзы, один из способов познания дао. "дао" в даосизме означает закономерность существования вселенной, что управляет всем: человеком, природой и космосом. даже инь (женское пассивное начало) и ян (мужское активное начало) появляются из дао, значит, раз инь и ян возникают из дао, то дао - первооснова всего сущего.  лао-цзы утверждает, что дао безымянно, потому что

имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.

увидеть и потрогать дао невозможно, поэтому существует дэ - сила, при помощи которой дао проявляется в этом мире. по отношению к человеку дэ - это то, что заставляет его идти по пути духовного развития и достичь непостижимое дао. 

главное отличие даосизма от конфуцианства в том, что первые не признают за главную добродетель человека жень, то есть человеколюбие:

небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам возможность жить собственной жизнью,

то есть в жизнь людей не вмешивается ни небо, ни земля, ни совершенномудрый, ни уж тем более другие члены общества. и все же позднее, лао-цзы, говоря о трех сокровищах, в числе первых называет человеколюбие, и сам принцип намеренного самоуничижения (чем, по меткому замечанию толстого, напоминает новый завет), желание выставить себя последним человеком на земле, порождает множество противоречий и споров в даосизме, не утихающих до сих пор.

занимательно, что такой сжатый трактат мог и не появиться. по легенде, лао-цзы на закате своих лет решил покинуть китай, а смотритель, узнав великого старца, попросил его оставить свое знание в родной стране на пять тысяч слов. за ночь он написал "дао дэ цзин". никогда еще не чувствовала такой благодарности по отношению к пограничнику.


o-r.jpg