Больше рецензий

18 августа 2021 г. 11:41

54

4 "Актер - жрец или паяц" (Оскар Уайльд)

"русский актер состоит из души, тела и цилиндра"

"Драматический актер должен, как пчела, собирать мед отовсюду, со всех цветов и нести переработанным в свой улей"

Довольно интересная книга про актера Василия Ивановича Качалова. Правда, он вовсе не Качалов, а Шверубович. Но, разве это кого-то может удивлять, когда речь идет о России, где большинство людей совсем не дорожили своими фамилиями? Большинство ценили только все иностранное и меняли имена на иностранные. При этом даже в семинариях учащимся меняли родовые фамилии на новые, образованные из названий цветков (для учившихся посредственно, или церковных праздников (для отличников). Молодежь, почему-то не пускали в театр. Шверубович, которого манило искусство, но который учился на юриста, не мог попасть туда. Ведь за это его могли выгнать из гимназии с волчьим билетом - бумажкой, с которой не берут ни в какое учебное заведение. Так, или иначе Шверубович пробивается через любительские труппы на сцену провинциального театра и попадает наконец-то к Суворину - владельцу крупного издательства и театра. Он то и порекомендовал Шверубовичу поменять фамилию на более простую и тот, не долго думая, взял себе фамилию Качалов, увидев оную в разделе траурных извещений. Поменяв фамилию, Качалов, чуть позже, бросает университет, театр Суворина и Петербург. Ему кажется, что в провинции он сумеет себя выразить на сцене более полно. Он даже приобретает себе цилиндр. А что же играли на сценах театров? Да выбора-то большого не было. В 90-х годах, перед развалом Союза и вплоть до наших дней, большая часть так называемого искусства посвящалась Сталину, Берия и репрессиям. А во времена Качалова таким эталоном зла был Иван грозный. И фантасмагорийный пьесы и спектакли на эту тему сменяли друг друга с утомительной монотонностью. В этот-то момент и получает Качалов приглашение влиться в театр "по-новому". Этот новый театр был организован Станиславским и Немировичем-Данченко. Создан он был этими деятелями на коленке в ресторане "Славянский базар". Подоплекой создания нового народного театра было то, что в театры  тех лет, как мы помним, пускали далеко не всех подряд. Кстати говоря, как и в ресторан "Славянский базар", куда был заказан вход не только простому люду, но и рядовому купечеству. Вот и задумал господин Константин Сергеевич Алексеев создать такой театр для всех. Видимо потому, что сам был из купеческой семьи. Он меняет фамилию (русская традиция) на Станиславский. Якобы в честь врача и для того, чтобы отец не узнал, что его сын участвует в водевилях. Станиславский и Немирович-Данченко придумывают разные новшества, которые должны выгодно отличать новый театр от старого театра, императорского. Нельзя, например, зрителям входить в театр в калошах. У капельдинеров должна быть красивая форма. Афиши будут оригинальными, а актерам будет запрещено выходить на вызова. Музыка в антрактах будет также запрещена. Но все это внешнее. Содержание же пьес и спектаклей останется прежним. Правда, от фарсов с порнографией решили сразу же отказаться. Была объявлена война всяким условностям. Особое внимание было уделено подбору актеров.

Интересный факт: в актеры нового театра не брали людей идейных и тех, кто боролся за идеалы. Все это прикрывается красивой, на первый взгляд, фразой: они, мол, любят не искусство, а себя в искусстве.

Подбор актеров осуществляет Данченко. Станиславский даже дает ему право "вето" во всех вопросах литературного порядка!

Интересный факт №2: у Станиславского был большой недостаток - он не мог слушать правду, не мог воспринимать критику и был чрезвычайно самолюбив.

Спонсором театра выступил все тот же вездесущий Савва Морозов. Автор книги долго описывает шокирующие подробности видов цензуры, которой подвергались театры. Могли, например, проверять ордена, которые использовали актеры. Запрещали и заставляли заклеивать кресты на орденах сургучом. В декорациях не могло быть и намека на церковные изображения. Казалось бы - конкурент императорского театра должен был бы быть закрытым. Но этого не происходит почему-то. Наверное потому, что новоявленный театр продолжает позорную традицию поливания фекалиями истории своей страны. Иван Грозный по-прежнему главный злодей. Качалов, попав в новый театр, никак не мог научиться играть по-новому. А по-старому, как он играл раньше, ему было играть стыдно! Откуда же берутся такие люди, с легкостью отрекающиеся от своей истории и даже фамилии? Качалов перестроился и пришелся в новом театре ко двору. Еще до октябрьского майдана он не пасет задних и выступает на благотворительных концертах для сбора средств в кассу большевиков. Театры показывают одно дерьмо и чернуху. Даже театральные критики кричат: - Довольно ужасов и чернухи! Довольно нечеловеческих страшных картин! Мы насмотрелись достаточно их в жизни! Но режиссер спектаклей Немирович-Данченко продолжает нагнетать и не брезгует менять идейные направленности пьес зачастую противореча задумкам авторов. Качалов активно помогает ему в этом. Появляются некие английские режиссеры, которые призывают отказаться от декораций и на сцене воцаряется психоделическая игра света и мрака. Даже шекспировские герои трактуются по-новому. Качалову не легко играть. Но никто ведь не говорил, что будет легко! Потом был майдан 1917 года. Театр стал еще "новее". Решили обходиться вообще без драматургии. Театр стал средством промывки мозгов. За что боролись, на то и напоролись. Станиславский попал в тупик. И как почти все "замечательные" негодяи решает искать выход за рубежом. Театр решает свалить из страны в длительное гастрольное турне по зарубежным странам. Оставим вопрос денежных средств в стороне. В конце-концов, если сам новоявленный божок тех лет Ульянов-Ленин якобы сумел жить, питаясь святым духом, за границей и в шалаше, то уж театру сам Луначарский велел так поступить... Репертуар, к слову сказать, у театра вообще не поменялся. Качалов видит, что театр сошел на нет. "Театр, не творящий нового, не театр". Так и хочется ему сказать: а о чем ты думал, когда давал в пользу РСДРП благотворительные концерты? Но вряд-ли бы Качалов что-нибудь бы ответил. Он продолжает втыкать иголки в фигуру Ивана Грозного. Играет роль Ивана Карамазова - ведь без Достоевского, этого любителя полить помоями Россию за рубежом никак нельзя. Монолог Карамазова в исполнении Качалова длится 32 минуты! В уши зрителям вливают Достоевского по-новому...

Подводя итог, можно сказать, что Качалов сыграл великое множество раз совсем не великое количество ролей. Но все вместе они не перевесили настоящее искусство. Коим, например, может считаться стихотворение Сергея Есенина, "Собаке Качалова", которое тот посвятил псу актера по кличке Джим. Характерно, что этого пса, которого Есенин увековечил в своем стихотворении и о встрече с которым просил незадолго до своей смерти, Качалов отдал кому-то. Хорошо, если не в приют. За то, что тот укусил его. Расстался с такой же легкостью, как и с родной фамилией. И потом неоднократно сокрушался по этому поводу в письмах своим друзьям. А это значит, что он был настоящий актер. "Замечательный"! И даже с цилиндром. Ну и бог с ним... Аминь!