Больше рецензий

17 августа 2021 г. 14:40

2K

4 Трогательная история любви или прыжок в фантасмагорию

Мое знакомство с Борисом Вианом началось именно с "Пены дней". Сразу могу сказать, что это было необычно, абсурдно, но в то же время увлекательно. С первых же строк ты начинаешь замечать, что текст полон аллюзий, которые не всегда считываются. "Пена дней" - это очень трогательная история любви двух сердец. Мир Хлои и Колена необычный, гротескный, полный абсурда, фантасмагорический, но в то же время местами четко напоминающий нашу реальность. Думаю, не зря произведение Виана называют романом-загадкой. 

Читая данный роман, ты будто медленно погружаешься в необычный мир, в котором царят свои законы и нравы. Несмотря на всю нереальность и абсурдность происходящего, здесь поднимаются серьезные и актуальные темы, такие как: вопросы любви и дружбы, отношение к свободе, влияние социального статуса на брак, влияние финансового благополучия на положение в обществе. В одной из сцен романа
ссуждения о свободе и несвободе между Хлоей и Коленом сразу напомнили книгу известного социолога ХХ века Эриха Фрома "Бегство от свободы" и его интерпретацию данной проблемы.

— По-твоему, рабочие не предпочли бы сидеть дома, и целовать своих жен, и ходить в бассейн и на танцы?

— Нет, — сказал Колен, — потому что они об этом не думают.

— Даже если они считают, что работать хорошо, разве они в этом виноваты?

— Нет, не виноваты, ведь им все твердят: «Труд священен, работать хорошо, это благородно, труд превыше всего, и только трудящиеся имеют право на все». Но при этом общество организовано так, что они работают все время и просто не успевают воспользоваться своими правами.

— Выходит, они глупые?

— Да, глупые, — сказал Колен, — поэтому и согласны с теми, кто им внушает, что нет ничего выше труда. Таким образом, они ни о чем не думают и не стараются освободиться от бремени такой работы…

Также довольно любопытно то, что в романе Виан высмеивает «моду на экзистенциализм», которая возникла во Франции в 1940-е годы и благодаря которой Сартр превратился в своего рода живого идола. Персонаж Жан-Соль Партр пародирует философа Жана-Поля Сартра. Сам Сартр в свое время высоко оценил «Пену дней» и в октябре 1946 года, до публикации романа, напечатал отрывки в своём журнале «Les Temps Modernes». Автор возводит экзистенциализм в некий культ, затягивающий друга Колена, Шика и его возлюбленную Ализу. 

На мой взгляд, интересным решением было превратить дом Колена в персонажа книги -  своего рода живой организм, который медленно меняется и постпенно умирает с развитием болезни Хлои.

Лампы умирают, стены уменьшаются...

На фоне всех событий, описанных в романе, отчетливо выделяется человеческая жестокость, которая предстает чем-то обыденным для жителей этой реальности: герои в спешке могут покалечить или даже убить прохожего, люди умирают во время развлечений на катке и многое другое. Весь этот ужас описывается как случайные, ничего не значащие действия, что явно вызывает антипатию к данному миру.

Служитель лениво поплелся за ними. Колен обернулся, увидел, что служитель отстал метров на шесть, и, еле сдерживаясь, подождал, пока тот не подойдет поближе. Тогда он, озверев, с размаху нанес ему удар коньком в подбородок, и голова служителя, оторвавшись, угодила прямо в воздухозаборное отверстие вентиляционной системы, обслуживающей холодильную установку. Колен выхватил ключи, которые покойник с отсутствующим лицом все еще сжимал в руке, открыл первую попавшуюся кабину, затащил туда труп, плюнул на него и опрометью кинулся к номеру триста девять. Шик затворил дверь кабины, которую Колен даже не потрудился прикрыть.

Не могу сказать, что роман мне очень понравился, но однозначно заставил о многом задуматься. К тому же история любви  Хлои и Колена, отчаянная любовь Ализы к Шику просто не может оставить равнодушним.  При прочтении данная книга вызвала смешанные чувства, и на мой взгляд, перед тем как приступать к другому произведению, нужно вначале прочувствовать "Пену дней" и хорошо осмыслить прочитанное.

Моя оценка 7/10

o-r.jpg