Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 июля 2021 г. 11:21

143

3

У меня в последнее время получилось какое-то домино с книгами. Я читаю «Темную половину» Кинга, там у писателя Тэда есть оживший антагонист Старк, бывший раньше просто придуманной фигурой. Потом читаю Борхеса и Касареса и тоже обнаруживаю придуманного ими автора - О. Бустаса Домека, от чьего имени писалась книга - у которого тоже есть придуманная биография. Оба вымышленных писателя были авторами детективных историй, только Старк - автор злых и порочных историй, а у Домека детективы носят пародийный и несколько суетливый характер. Под словом «суетливый» я понимаю манеру изложения историй - появление в тексте множества мелких деталей, не имеющих к повествованию отношения - обилие «пейзажных зарисовок и ярких мазков» в речи посетителей Дона Исидра Пароди, прежде чем те изложат дело. Дон Исидро Пароди - детектив из работ Бустаса Домека, аргентинский Шерлок Холмс, любитель заваривать «мате в небесного цвета кувшинчике», помещенный авторами в тюрьму, в камеру №273.

Книга Борхеса и Касареса (или, если угодно, Бустаса Домека) представляет собой сборник из шести историй. Тут тоже наблюдается некое домино: Акилес Молинари, центральный персонаж «Двенадцати символов мира» упоминается в рассказе «Ночи господина Голядкина» (уже как пронырливый журналист и детектив). Из «Ночей господина Голядкина» в рассказе «Бог быков» упоминаются баронесса Пуффендорф-Дювернуа, отец Браун и полковник Хэррап. Рассказ «Ночи господина Голядкина» - о происшествии в поезде, который идет без остановки, вышеупомянутые три персонажа - загримированная под разных людей шайка грабителей. В «Боге быков» эти три человека упоминаются уже как обыватели - с постоянным местом жительства, кругом общения и т.д. Часть событий в рассказах происходит в отеле «Нуэво Импарсиаль» - начиная с рассказа об обманутом муже «Жертва Тадео Лимардо», заканчивая последней историей под названием «Долгий поиск Тай Аня» о поиске украденного талисмана Богини. В последнем случае отель был временным пристанищем одного из героев - основное же действие происходит в доме, рядом с которым растет большая ива, важная для повествования.

Возможно, книга понравится любителям детективов и тем читателям, которые ищут «непредсказуемой концовки». В книге Борхеса и Касареса есть масса отсылок к работам других авторов детективного жанра. «Ночи господина Голядкина» - очень похожи на «Убийство в «Восточном экспрессе»» А. Кристи (действие происходит в поезде) и «Голубой карбункул» Артура Конан Дойля (украденная драгоценности). В рассказе «Бог Быков» существуют компрометирующие документы, как в «Скандале в Богемии» А. К. Дойля (только у Конан Дойля это - фотография, у Б. Домека - письма). Я читаю мало литературы детективного жанра, поэтому узнала только эти романы. Что же касается непредсказуемой концовки, то тут этот эффект достигается в т.ч. и из-за изложения текста. Т.е. приходит посетитель к Дону Исидро, начинает ему что-то рассказывать (и, соответственно, читателю), делает он это с множеством лирических отступлений, мелких деталей, затейливо и витиевато. Это порой затрудняет понимание слов персонажа. Дон Исидро в этом случае является полной противоположностью своих гостей - он краток и точен в своих выводах. И если читатель ничего не поймёт из объяснений гостей детектива, то изложение событий Доном Исидро расставит происходящее в рассказах по своим местам.