Больше рецензий

ElenaKapitokhina

Эксперт

Перечип не эксперт, Перечип — птица.

31 июля 2021 г. 11:06

1K

3

Что-то у Рейнольдса явно пошло не так. Интерес читателя к глобальной интриге, единственной на всю книгу – что же такого опасного скрыто на Цербере, не поддерживается, не подогревается порционно в течение всей книги, охладевает и превращается в смертную скуку. Как, скажите, изо всех сил стремиться узнать одно, когда автор всовывает между нашим интересом и его целью сотни излишних перипетий, отношенек, обычаев, даже свадебную церемонию иной планеты выдумал… Всё это мельтешение заслоняет главное, и даже когда Хоури оказывается на корабле, летящем к цели, отношеньки меж персоналом выбиваются на первый план, сбивая с толку и заставляя задаваться вопросом, ради чего мы всё это читаем. Очень грубо, белыми нитками стянута сюжетная прореха, когда интрига раскрывается для Хоури. До тех пор мы знаем каждую её мысль, но стоит ей узнать Тайну, как всё, держи карман шире, так тебе и скажут. Наверняка это можно было бы обставить поизящнее, скрыть от читателя сам факт знания Хоури, раз уж автору приспичило раскрыть его лишь в финале. Однако хорошо написанные книги, как правило, это книги, где фокус постоянно перемещается с одной интриги на другую, и не будь Рейнольдс так зациклен на сути своей идеи, глядишь, смог бы придумать ещё что-нибудь ей на смену. Материала-то у него более чем. Мог бы дальше объяснять механизм того, как так получилось (не менее интересный, честно говоря, ради его суперкомпьютера из чёрной дыры стоило продраться через всю книгу, просто – зачем заставлять читателя продираться, если можно сделать его путешествие самим по себе захватывающим?).

Логична, но и забавна тенденция фантастов объяснять необъяснимым невероятные в представлении современной науки вещи. Логична потому, что ведь ещё не открыли и не обосновали, поэтому держите,вот вам непонятное описание. Именно так описаны виртуальные картинки из ниоткуда в «Конце радуг» Винджа, так описывает и Рейнольдс свой чёрнодырный суперкомпьютер, воскрешение и жизнь после смерти в виде модели, ничем не отличимой от бывшего человека, время вспять и с перехлёстами-петлями. Всё это очень захватывающе и интересно, такое бы я читал томами, но увы, у Рейнольдса научная доля фантастики сконцентрирована исключительно на последних страницах, всё же остальное – это банальная, ничем не разбавленная космоопера с полётами, шпионажем, саботажем и перестрелками.

И всю эту космооперу меня отчаянно клонило в сон. Несмотря на то, что читал книгу любимый Оробчук, с его сдержанно-скупыми интонациями, в которых так много заложено. Несмотря и на то, что этот цикл – одна из четырёх начитанных Оробчуком вещей, к которым добавили музыкальное сопровождение. Думал, буду кайфовать – а вот же, книга книге рознь, и несбалансированное, бедное именно на научную фантастику содержание практически убило все прочие достоинства аудиокниги. Кроме того, у меня возникло чувство неприятия, несоответствия таких… гм, мудрых, содержательных интонаций таким посредственным персонажам. Можно было бы предположить, что я сравниваю две книги, героев Рейнольдса с полюбившимися героями «Пламени» Винджа, но нет: аллергии на начитку Оробчуком Игана у меня не возникало. Возможно, оттого, что мир Игана более рационален и гуманистическим идеалам не чужд? Здесь в плане идеалов мы наблюдаем средневековье. Остальные книги цикла тоже рано или поздно заслушаю из-за начитки, но уже ясно, что без особой охоты.

Книжное путешествие, Перечип бежит-спотыкается.
Царь горы, в гору ползу!