Больше рецензий

Josef-Knecht87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2021 г. 20:41

764

1 Каждый сверчок знай свой шесток

Пожалуйста, не бросайтесь в меня тапками, поклонники Франсуазы. Очень вас прошу.
Но я искренне не понимаю восторгов перед этой девой.
Я часто доверяла французскому вкусу. В конце концов, это нация снобов, и что попало в истории их литературы обычно не остаётся. Потому мне и удивительно, как себе сделала имя эта особа со взглядом мартовской кошки.
Когда читаешь её маленькие вещи, понимаешь, что у человека едва ли были серьёзные отношения, чувства (я не про факт наличия), вообще какой-то интересный жизненный опыт. Ну, ладно, когда она писала "Здравствуй, грусть", ей было 19... Да и то... Это не самый юный возраст. Тем более за плечами французской литературы есть талантливый вечный юноша Рембо, который к 20 годам себя реализовал и вообще ушёл из литературы. На протяжении почти всей жизни Саган клепает абсолютно однотипные рассказики с претензией на глубину в мелких местах, с картонными персонажами и примитивными сюжетами.
Кто-то умудряется там особую глубину и мудрость находить) Даже такие есть читатели)
Ну, как говорится, и ладно. Каждый развлекает себя, как хочет.
Но когда такой автор берётся за серьёзные темы, это так грустно, что вот лично Франсуаза начинает вызывать сочувствие своим полным незнанием темы, неумением построить характер мужского персонажа, а главное - абсолютным отсутствием того, что называется словом "историзм".
Сначала я оправдала всё тем, что это, наверное, какой-то сюр. Сюрреализм вполне может пренебрегать историзмом. Но реалистическое произведение, на которое Саган претендует, пренебречь им не имеет права.
Автор придумывает абсолютно неправдоподобные приключения, верить в возможность которых как-то неловко даже.
Нацисты все примитивно однотипные: то душечки, то звери. Женские персонажи - б***и, то есть, простите дамы с пониженной социальной ответственностью.
Главный герой - это стандартный американский хороший парень. А его друг Романо, пожалуй, единственно интересный герой, вот, правда, интересный, но он тоже чересчур мелодраматичен. Ну и, конечно, он красавчик.
Читая этот роман, я стала задумываться о том, что сама писательница мало понимает в истории того периода, но не утруждает при этом себя создать хотя бы видимость его атмосферы.
Честно скажу, для меня существует Франция только до 1940 года, до мая.
Потому что в мае того года французы себя уничтожили. А под финал ещё и поглумились над своими девочками и вышли победителями из войны со страной, перед которой они капитулировали. Это уметь надо.
Позорнейшая страница во французской истории. Нация не сумела даже Сопротивление достойно организовать. Оно просто усилиями немногочисленных патриотов было собрано, да ещё дети наших эмигрантов первой волны подключились в не самом малом количестве.
И вот о таком тяжёлом во всех смыслах периоде пишется роман с приключенческим сюжетом, с гомосексуальной темой обязательно (немецкая армия однозначно из геев состоит, ага), с героями, которые разрабатывают выдуманную автором примитивную операцию, пытаясь обмануть болванов-немцев. Именно болванов. Они у Саган такие. А гг в целом и не французы даже)
С другой стороны, если человек-графоман пишет, но и пусть пишет, пусть.
Но издавать такое вот с позицией, ах, как и мы страдали тоже, борясь с нацизмом, причём "такое вот" уровня бульварной газеты... - это, знаете ли, нечто странное.
Хотя, видя, что творится в культуре Франции сейчас, я всё реже удивляюсь популярности Саган и её шедевров.