Больше рецензий

Aedicula

Эксперт

Временно в нечитабельном сумраке

3 января 2013 г. 18:07

161

4

«Есть такое выражение - "пукнуть в пудреницу". Так вот, пока вы не научитесь пукать в пудреницу, славы вы не добьетесь.»
Мой преподаватель по проектированию.


   В Сальвадоре трудно не признать эпатажного оригинала и то ли параноидальной шизофренией, то ли гениальностью вселенского масштаба сквозит каждая глава его дневника, который ясно показывает, что повседневность гениального художника совершенно отличается от бытия обычного человека. В ней на читателя обрушиваются шокирующие откровения его личной жизни, саркастические воспоминания и тонкие размышления о всевозможных предметах, людях и явлениях, которые лишь на мгновения позволят взглянуть на мир глазами великого гения Сюрреализма. Да, всего лишь на мгновение, ибо до конца мотивов поступков не разгадать и не нащупать реальной почвы в его безумных идеях!

   Увы, это совершенно не автобиография Дали, а лишь небольшие наброски, очерки, как будто в разговоре один на один с художником, чтобы он мог рассказать о себе своим поклонникам?
   Помимо небольшого откровенного дневника в книге предложены также не менее эпатажные приложения, призванные дать читателю более широкое понятие о взглядах Дали (например, "Искусство пука" или "Похвала мухам").
   Мы увидим уникальность Дали в его неиссякаемом самовыражении, свойственной вроде бы всем художникам, но только с одной большой разницей - Дали был вулканом идей и фантазий и ему было и неба мало для полного выражения. Он выражался во всем, к чему прикасался - от тонких кончиков своих уникальных усов до флакона духов, сделанных с перегоревшей лампочки! Дали - живая загадка человечеству, ответа на которую не знал он сам.

   Я была обескуражена настолько откровенными, да какой-там, бесстыдными фактами так легко рассказываемыми автором о самом себе, что на первых главах почувствовала себя жертвой эксгибициониста. Но как талантливо он может подать все эти вопиющие рассказы о себе, что невозможно оторвать глаз, боясь пропустить малейшую деталь.
   И я совершенно не согласна с бытующим мнением, что этим дневником (и другими в том числе), Дали возводит памятник себе и своему творчеству. Я считаю, что именно в своих невероятных картинах он оставил доказательства своей гениальности не нуждающиеся в пояснении и если он действительно хотел что-то сказать, своим творчеством он высказал куда больше и куда лучше чем в паре дневников.

Книжный вызов 2012: 47/66