Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

17 июля 2021 г. 23:46

735

5 Спойлер Запад vs Восток; Бельгия vs Япония

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре. Спойлеры.

Плюсы: лаконичность, юмор, честность в отношении национальных традиций, лёгкое безумие.

Мысли: пожалуй, «Страх и трепет» — это одна из немногих вещей у Амели, которую можно прочитать с удовольствием. Именно с дилогии «Страх и трепет»+«Токийская невеста» началось моё знакомство с творчеством Нотомб и... я больше никогда так жестоко не обманывалась в авторе, как в этом случае.

Техника. Язык и стилистика просты и приятны. Стоит отметить, что писательница/переводчики не злоупотребляют в тексте «иностранщиной», т.е. не делают кучу диалогов на разных языках и километровые сноски с переводами внизу. Весь текст идёт на русском [в данном случае] языке, за исключением пары терминов и названия компаний, что вполне нормально. Описания лаконичны, но понятны. Диалоги преобладают и соответствуют окружению, в которое попадает героиня. Если вы ленивы или заняты, то в свободном доступе присутствует несколько вариантов аудио-книги, которые помогут ознакомиться с книгой по ходу дела. О качестве начиток судить не берусь, я читала в бумаге.

Содержание.

Содержание. Это чудесное описание японского офисного трудового рабства. Мне нравится, что Амели чудно передаёт всю чушь, которая правит людьми в больших компаниях: у простого работника находится пять-десять начальников, требуется беспрекословное подчинение этим идиотам начальникам, здесь нельзя обсудить в курилке, какой твой босс негодяй.

Поэтому особенно интересно наблюдать за тем, как Амели ошибается раз за разом: она стремится построить карьеру, поскольку прошла много испытаний, чтобы заполучить эту работу. А что в итоге? Юная карьеристка [девушке всего двадцать два года] эпично скатывается всё ниже и ниже по карьерной лестнице благодаря своей западной прямоте, открытости и [о, ужас!] индивидуальности. Разумеется, большую роль в её несчастьях играет Фубуки-сан. Эта завистливая и просто несчастная японка вызывает у Амели восхищение. Да у меня тоже, если честно: её твёрдая решимость в том, что она поступает правильно — такое ослиное упрямство ещё поискать надо.

Но, при этом, мне нравится, что писательница делает важную ремарку на счёт традиционного японского воспитания девочек, девушек, а затем и женщин. К сожалению, общественные рамки и выдумки плохо отражаются на женщинах во многих странах и, отчасти, здесь верно сказано, что в Японии эти притеснения ещё не самые ужасные... Но согласитесь, если девочке с ранних лет внушают, что во время посещения туалета она не должна издавать вообще никаких звуков — это отвратительное психологическое давление. Я уж молчу о теме менструации, от которой даже у нас народ шикать начинает — дык в Японии тем более эта тема табуирована [что, кстати, очень странно, учитывая их открытость в плане общей физиологии] . Кхм, но я отвлеклась.

В общем, на протяжении этого небольшого романа мы наблюдаем за тем, как Амели стучится в двери японского сознания и раз за разом получает по лбу от Фубуки-сан. Это одновременно и забавно, и печально. Так что если вам интересно почитать про недотёпу-карьеристку, почитать про офисный планктон, узнать больше о японских традициях и нравах, лицезреть удивительное противостояние и неприглядные стороны японцев... то эта книга прекрасно подойдёт вам.

свернуть

Итог: это произведение довольно интересно, но если вас пугает имя Амели Нотомб, то... я бы посоветовала вам обратить внимание на одноимённую экранизацию 2003 года выпуска — она замечательна и идёт близко к тексту изначальной повести/мини-романа.

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [R4 “По головам”].