Больше рецензий

Champiritas

Эксперт

Encore un moment, monsieur le bourreau...

11 июля 2021 г. 22:56

437

4.5 Альберто Анджела "Любовь и секс в Древнем Риме"

I romani amavano quindi come noi?

Возрастное ограничение 18+ этой рецензии. Кому нет восемнадцати – закрывайте.

Я эту книгу читать не планировала, так как мне думалось, что люди всегда и любили и размножались одинаково, а громкое название «Любовь и секс» окажется в итоге обманчивым. Но те, кто хоть раз читал Альберто Анджела, знают, что невозможно закрыв его книгу уйти, не обогатившись ценными и интересными познаниями об итальянской истории! А значит точно, будет и завораживающий рассказ и атмосфера, а также интересные факты, на которые Автор специально обращает внимание.

Итак, любовь и секс. На самом деле в книге рассматриваются не только эти два аспекта жизни древних римлян, Автор рассказывает обо всём, что с ними связано, а именно: поцелуи и их виды, правила поведения влюблённых в обществе, ухаживания, подарки, свадьба и жизнь в браке, бордели, первый сексуальный опыт, секс в браке и в чём его особенности, роль мужчины и женщины в процессе полового акта и т.д. Признаюсь, не везде Автор удивил, но местами прямо-таки, романтическая пелена, навеянная фильмами и художественными книгами, падала в пропасть.

Самое невинное, что кто-то сегодня позволяет себе уже и на первом свидании – это поцелуй. Читала, что есть страны, где целоваться не принято вообще, а где-то поцелуй настолько болезнен, что лучше и не лезть. Так как было у римлян?.... А было как у нас, с оговоркой на то, что целоваться на публике было запрещено. Строжайше. И бедным и богатым, и гражданам и рабам. Автор рассказывает про разные виды поцелуев – приветственный у военных, на похоронах, на праздниках, в Сенате и т.д. На латыни они назывались osculum – с закрытыми губами; savium – страстный поцелуй, тот самый как мы себе его представляем; и Basium – как целовали жену и детей. От последнего и происходит современное итальянское слово «поцелуй»- il bacio. Право на поцелуй супруги римлянин имел на законных основаниях и не потому, что часто получал отказ. Причины были очень своеобразны и прозаичны! Таким образом проверялся запах изо рта от употребления вина. Женщинам его пить было запрещено!

В плане роли в семье и правах римской матроне (слово не обидное, обозначает замужнюю уважаемую женщину) завидовать не приходится. Мало того, что её по договорённости родителей и её согласия выдали замуж, в этом «замуже» у неё мало прав, вино нельзя, так ещё приходилось делить законного супруга с а) проститутками б) рабынями в) другими … мужчинами. Римляне были бисексуалами. К вопросу женского удовольствия от близости с мужем мы ещё вернёмся.

Не смотря на то, что этот раздел не совсем подходит к теме, про украшения было довольно занятно читать. Римские красавицы очень любили золото и с удовольствием его носили. Самое распространённое – в виде змеи. Автор даже углубляется в тему стоимости и приходит к выводу, что по тем временам золото стоило дешевле, чем сейчас. Но… в отличие от наших популярных «бриллиантовых сетов», римлянки получали помолвочные кольца из железа. Вот так! Не приходилось тогда горячим римским парням падать на колено и на пламянной латыни Ювенала предлагать даме руку и сердце, одевая ей на пальчик кольцо, сопоставимое по стоимости с месячной зарплатой.

Довольно детально Автор описывает картину первого сексуального опыта. Девчонки-то понятно, девственницами замуж выходили, а вот мальчиков папы собственноручно вели к «знакомой тёте». Не сложно догадаться, что это какая-нибудь опытная жрица любви из борделя. Сцена любви не представляет из себя что-то возвышенное, всё заканчивается быстро. То, как описан типичный древнеримский лупанарий с его атмосферой, несколько не совпало с моими представлениями.

Мальчик готов к свадьбе, девочка получила своё кольцо –железку. Автор много рассказывает о свадебных обычаях, когда можно жениться, когда нельзя, как выглядели невеста и жених, об идеалах красоты – обо всём этом Альберто Анджела пишет и в других своих книгах. Поэтому, наверное, перейдём к супружеской постели. Жених-то понятно себя не обидит, а вот женщине-то что? Секс с ней нужен для одной цели – для размножения. Поэтому лежи, жена, как бревно и не двигайся. Вот, собственно, и всё. В то время как мужчина – с кем хочешь, когда хочешь, где хочешь и, уж извините, в какие места. Есть даже такое высказывание «Природа дала мужчине две зоны – одна для женщин, вторая для мужчин. Выбирай ту, которая больше нравится». Вообще, мужчина брутален и склонен к насилию. Их с детства так учат.

Женское удовольствие – вообще вопрос спорный. Найдено всего одно письменное доказательство, посвящённое виду секса, в котором удовольствие получает только женщина (автор называет прямым текстом, я не буду, все и так поняли).

Автор рассказывает также о названиях поз, о том, кто подогнал римлянам «кама-сутру», вопросе женской имитации и многие другие пикантные подробности.

Так что же, те самые романтичные итальянцы, два тысячелетия назад совсем не были способны на романтику? Конечно были. До нас дошли великолепные признания в любви, оставленные на стенах. Там всё, как полагается – «жить без тебя не могу, ночами не сплю». Опять же, остались прекрасные литературные произведения. Люди любили, шли на жертвы, на обман, на риск. Да и наверняка были исключения и с мужьями, где женщине везло несказанно и всё складывалось удачно. Времена и нравы были другими, это да.

Как всегда, я осталась довольна рассказом и атмосферой. Древний Рим в моём воображении стал ещё более отчётливой картинкой, а местами и сильно изменённой. Спасибо Автору, что поднял такую щекотливую тему!

картинка Champiritas

Нон-фикшн 2021

Комментарии


Познавательная рецензия, спасибо)

я осталась довольна рассказом и атмосферой

Уже по Вашей рецензии чувствуется, что Анджела пишет атмосферно и информативно.

так как мне думалось, что люди всегда и любили и размножались одинаково,

:) А меня, помню, когда-то удивило, что понятие детства, как мы его понимаем сегодня, появилось только в XIX веке. До этого детей во многом воспринимали как "маленьких взрослых".
Хотя когда больше читаешь и узнаёшь о прошлых эпохах, то это кажется понятным.


Анджела пишет атмосферно и информативно.


Этого у него не отнять. Он ещё передачи ведёт, мне кажется, что Анджела пытается сделать свои книги кинематографичными, чтобы картинка чётко рисовалась в воображении.

А меня, помню, когда-то удивило, что понятие детства, как мы его понимаем сегодня, появилось только в XIX веке.


Да, тоже слышала такое. В книге Н. Флеровский - Положение рабочего класса в России есть один момент, когда Автор приезжает в Сибирь, и видит там маленького ребёнка босого на морозе, на замечание матери, что дитя без присмотру, та отвечает что и кормить нечем. помрёт - так помрёт. Так какая речь о детстве? Там с голоду бы не помереть. Логично, что счастливое детство - это последнее, о чём задумывались.
И Диккенса вспомнить, как там дети в работных домах пеньку трепали.... и там и там XIX век....

Вам спасибо за внимание:)


Ещё хотела добавить, что я эту книгу, можно сказать,прочитала благодаря Вам. Вы мне тогда своей рецензией про неё напомнили, и захотелось не откладывать в долгий ящик:)