Больше рецензий

homo_proletarian

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2021 г. 19:48

955

4 Да кто этот ваш Бог!?

До половины книги, её стоило бы назвать историей бреда, ибо нелепые концепции существования Бога вызывали у меня смех и скуку. В определенных частях книги я думал, что христианство прекрасно, когда его не надо объяснять, что видно на примере страницы 147 с цитатой:

В греческой и римской теологии сложились очень несхожие взгляды на божественность Христа. Греческая концепция Вочеловечения была предложена Максимом Исповедником (ок. 580–662 гг.), которого принято считать отцом византийского богословия. Его соображения намного ближе к буддийскому идеалу, чем западные. Максим считал, что человек может состояться только слившись с Богом — и эта идея роднит его с буддистами, которые утверждали, что просветленность является естественным человеческим предназначением. С этой точки зрения «Бог» вовсе не является чуждой и посторонней реальностью, необязательным дополнением к человеческому существованию. Нет, в мужчинах и женщинах заложено божественное начало, и только развив его до конца, они становятся настоящими людьми. Логос стал Иисусом не для того, чтобы искупить Адамов грех: Вочеловечение случилось бы, Даже если бы Адам не согрешил. Люди были созданы по образу Логоса и достигают полного расцвета, только когда подобие Ему становится безупречным. Восславивший человеческое Иисус явил нам на горе Фавор человека обожествленного, и к этому образу обязан стремиться каждый. Слово облеклось плотью ради того, чтобы «весь человек стал Богом, обожествленный милостью Бога, ставшего человеком — человеком цельным, душой и телом, по естеству, и Богом живым, душой и телом, по благодати».[60] В буддизме просветление не требует вмешательства со стороны сверхъестественной реальности и представляет собой развитие сил, присущих человеку с самого рождения. Сходным образом, обожествленный Христос явил нам статус, которого достигают по Божьей милости. Христиане могли бы почитать Богочеловека Иисуса так же, как буддисты преклоняют голову перед изображениями просветленного Гаутамы: он был первым, кто своим примером восславил и исполнил человеческое предназначение.

Ужасным же оно представлялось, когда на него навешивали мишуру, усложняли и извращали. (Я поклонник предельно простых гипотез о Боге) Так же было и в процессе чтения, была двойственность.
Были моменты, когда я находился в восторге и в похожем религиозном состоянии от некоторых идей и бывали моменты, когда мой мозг просто отключался и переставал воспринимать воспринимать информацию, испытывая некую скуку и малую долю отвращения от бредовых хитросплетений. Думаю, что автору стоит сказать спасибо, что он своим пером показал эту двойственность, что религия отчасти полный бред, а отчасти волшебство мысли, которым восхищаешься. Нельзя сказать, что книга в массе своей скучна - она одновременно скучна и интересна, в зависимости от идей, которые там перечисляются.

Ещё я понял, что вся история религии есть просто интерпретация религии людьми и это круто. Я думал, что христианство всегда обладало рядом догм с самого своего начала, на деле же, оно постоянно реформировалось как ортодоксией, так и свободными мыслителями. Это и поддалкивает к мысли о том, что какое же изощренное воображение у человека, ибо он наслаивает всё новые и новые, оригинальные и не очень, домыслы о природе Бога. Сам автор в начале книги говорил, что первыми интузиастами в этом деле были евреи - их религия была прагматичной и изменялась согласно реалиям тех лет.

Но всё же, я так и не понял,что есть ваш этот Бог... Концепции в книге сменялись так быстро, как и реакция в моей душе от их описаний. То бог персонофицирован и подобен человеку, то он существует отдельно в виде какой-то неизвестной сущности, то он часть всего сущего, то он всецело часть нашей души и прибывает там.

В книге всё очень сумбурно. Не успеваешь понять первую концепцию, подумать о ней, как следом идёт описание уже следующей. Конечно, автор не смог бы уместить ещё больше информации, книга итак объёмная. Но стоит сказать, что книга эта для очень и очень вдумчивого чтения, ибо короткие описания, следующие за друг-другом создают кашу в голове, я много что упустил. Но всё же книга - отличная, где в душе я почувствовал Бога.

Комментарии


Неужели книга Емельян Ярославский - Мысли Ленина о религии не дала ответа на вопросы, что есть религия и боги?
Там вроде бы всё довольно просто. Если конечно иметь в виду реальные, материальные причины возникновения религий, а не магические концепции в них заложенные (разобраться и найти логику там - не всегда возможно из-за отсутствия там таковой, да и это имеет очень мало смысла).
Вот пример возникновения одной рандомной "ереси" т.е. разновидности религии:

Еретические движения во Франции в XI—XIII вв. были тесно связаны с развитием города. Основными носителями еретических идей в это время являлись городские трудящиеся массы, главным образом ремесленники-ткачи. Богословская оболочка, облекавшая городские движения, направленные против католической церкви, и скрывавшая под собою вполне реальные, материальные интересы, объяснялась условиями времени, господствующей ролью религиозной идеологии и тем особым местом, которое церковь занимала в системе феодальных отношений. Отрицание важнейших церковных догматов и основных церковных таинств, упразднение дорогостоящей католической иерархии, отмена десятины, отказ от католических молитв, от католических храмов и пр. — такова была богословская форма альбигойской ереси, в которой нашёл своё выражение антифеодальный протест народных масс. Требования участников альбигойской ереси сводились к фактической ликвидации католической церкви, учившей, что земной мир с его феодальным государством, феодальной эксплуатацией и бесконечными войнами является незыблемым божественным установлением. Заявляя, что этот мир со все- ми его порядками и церковью создан не богом, а дьяволом, альбигойцы выступали одновременно не только против католической церкви, но и против всего господствующего класса.


История древнего мира в 10 томах (том 3, 1957г.)

Христианство разделилось на две части - "католичество" и "православие" вслед за разделением Римской империи на две части "западную" и "восточную", на почве дележа церковных доходов и возможностей идеологического и политического влияния. Ну и т.д.
Какую там конкретно магическую обёртку придумывают для этого, хоть Шиву шестирукого, хоть мужика на облаке, хоть макаронного монстра - особо-то без разницы.


автору стоит сказать спасибо, что он своим пером

Следует обратить внимание, что автор книги - женщина. В вашем отзыве несколько раз употребляется мужской род, когда речь идет о ней.


Ну не скажешь же "авторка" и я не думал сводить слово "автор" к слову "она". А если вот сначала напишу Карен Армстронг, то по моей логике точно стоит писать "она" после. Ну это чисто заморочки, в целом вы правы :)