Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2021 г. 08:28

418

5 ОТЦОВСТВО КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Пер Петтерсон, скромный норвежский писатель, 1952г.р., уединенно живущий на хуторе Портен в Хеланде, и не понаслышке знающий особенности северной сельской жизни, столь замечательно описанной в его книгах, как всем известно, скептически относится к своей популярности и избегает общения с прессой и поклонниками. Он автор 7 романов (три из которых изданы на русском) и двух сборников - рассказов и эссе. Статус культового скандинавского писателя (чуть ли не наследника Гамсуна) Петтерсон обрел после выхода именно этого романа. «Пора уводить коней» получил важные литературные премии (в том числе Дублинскую литературную) и вошел во всевозможные списки «лучших» и «обязательных к чтению» книг нового века. Это не детектив, не остросюжетный роман и не «сага». Это роман взросления и одновременно старения: вспоминая по крупицам одно лето детства, главный герой на исходе жизни пытается осознать давно произошедшие события. Корневой линией повествования является описание взаимоотношений сына и отца, рассмотрение отцовства как института социальной ответственности, цикличность и предопределенность судьбы «отца». Глубоко лиричный, негромкий, переполненный сжатыми в пружину эмоциями текст ничего не разъясняет и не делает никаких выводов, оставляя читателя в тяжких раздумьях по поводу собственной роли в жизни других людей. К достоинствам романа следует отнести филигранную работу автора с субстанцией времени, недаром образ реки занимает столь важное место в книге. «И тогдашняя радость перетекает в горечь, что времена изменились, что все это было страшно давно, и во внезапное осознание, какой я уже старый».

Лично для меня Петтерсон выступает мастером тонкого наблюдения, меткой фразы, объемной характеристики. Вот как автор описывает скоротечные разговоры переехавшего из города на заброшенный хутор героя с соседями: «..они считают, что так узнают тебя, но ошибаются: они узнают только о тебе, о каких-то фактах, но твоих чувств, и как ты мыслишь, и что ты думаешь по какому ни возьми поводу - всего этого они не знают, равно как и не могут почувствовать, как все, через что ты в жизни прошел, и что ты для себя решал, и на что решался, сделало из тебя того, кем ты стал». Или насколько точно отмечена сущность целой эпохи в этом предложении: «...день в конце июня сорок пятого, когда... истеричные лодки вновь свободных норвежцев на всех парусах носились от пляжа к пляжу...»

Также пройдусь по поводу аннотации: книга совершенно не о том, о чем пишет издательство, пытающееся придать дешевой остросюжетности роману. Указанные события имеются в тексте, но ключевой роли они не играют.

Вывод: «Отлично». Небольшая по объему, важная взрослая книга, заставляющая читателя оценить, насколько он соответствует авторскому определению: «Такой потерпевший крушение человек, который держится за якорь своих же собственных мыслей, в них давно расклепалась цепь событий» и что еще можно сделать, пока не поздно… Интересно, что следующий роман Пера Петтерсона «Я проклинаю реку времени» (2008) посвящен взаимоотношениям сына и матери.