Больше рецензий

21 июня 2021 г. 22:18

289

3.5 Я слышал такие истории много раз… Или шутка повторенная многократно, перестает быть смешной

Хочу не столько написать рецензию на данный роман, сколько дать оценку творчества Лукьяненко в целом (!), на примере данного произведения.
С творчеством автора, я знаком хорошо. Помню как зачитывался Дозорами. Как был потрясён дилогией "Звёзды — холодные игрушки". Как обалдел от финала "Лорда с планеты Земля". Как оказался раздавлен "Рыцарями Сорока Островов". Да, приятных воспоминаний, очень много!... Но! У Сергея Васильевича много и откровенного слабых произведений типа "Заставы". Кто-то скажет - ну и что тут такого? У каждого автора есть как сильные, так и слабые произведения. И вообще, это дело вкуса, кому-то нравится одно, кому-то другое.
Возможно, но моя претензия относится к другому. А именно, к приёмам которыми автор нещадно грешит:
1. Рояли в кустах, да что там - целые оркестры! У героев всегда, вот просто всегда, будет выход, уникальная возможность, туз в рукаве, чуть ли не усилие воли, что бы выкрутиться из самой безвыходной ситуации. Сюда же можно отнести бесконечные случайности и совпадения. На этом строится сюжет. К примеру, повествование поворачивается так, что главному герою нужно узнать информацию об определенной породе собаках. Никаких сложностей, в шаге от него появляется охранник, по совместительству, заводчик идеально знающий тему. Ну, а что такого, в жизни же всегда так;
2. Псевдоюмор, именно так. Автор вроде как шутит, но зачастую, это не просто не смешно, а буквально нелепо. Если уж прописывать шутки, они должны быть не на тему рекламы в данный момент идущей по телевизору, а универсальными, что бы читатель и через 30 лет понял и посмеялся;
3. Оксюморон - обязательно будет персонаж сочетающий несочетаемые, контрастные черты: казах - негр, девяносто летний дедушка - хакер, качек - вышивающий крестиком, и т.д и т.п. Инопланетяне/иностранцы изучающие русский, просто для интереса, удачно повстречаются ГГ , и очень вовремя объяснившее ему какую-нибудь непонятную вещь;
4. Конъектура - в тексте обязательно будут упоминания актуальной, на момент написания, повестки. Не критично, но как-то не тянет на серьезное произведение. Перечисление брендов, цитирование песен и т.д и т.п. Сюда же относятся и непрекращающиеся копания автора в русской душе. Понятно, что он, прежде всего, ориентировался на российский рынок. Но в этом-то и проблема! Исчезает ощущение серьезности повествования;
5. Ну и самой бесячей чертой книг Лукьяненко (лично для меня), является всеобщая, тотальная, на грани с телепатией - проницательность всех его персонажей, и главных и второстепенных! Постоянно при чтении его книг, возникает ощущение - зачем вообще герои произносят слова? Персонажи настолько "на одной волне", что постоянно предугадывают мысли друг друга, сами задают вопросы, сами на них отвечают. Разгадывают о чем думает их собеседник по мимолетному движению глаз и прочее в таком духе. Другой стороной этой же проблемы, является "всеобщее понимание происходящего", но, почему-то, скрываемое от ГГ до момента, пока он не дойдет сам. В поворотный момент книги, когда разгадана какая-нибудь важная тайна, вдруг оказывается, что все, абсолютно все и так всё знали, просто не говорили. Зачем автор так делает, честно, не понимаю!
Я перечислил основные моменты. Возьмите оригинальную идею, подставьте вышеперечисленное - получите любое произведение Лукьяненко.
Подводя итог, книги Сергея Лукьяненко, определенно, феномен своего времени. Его идеи, задумки, направление мысли - прекрасны! Но, вот воплощение... К пятой прочитанной книге - начинают утомлять, к десятой -раздражать, к пятнадцатой - бесить!
Тем не менее, с книгами автора я провел много приятных мгновений! Почему пишу этот текст именно под данным романом? Потому, что берёг его на "сладкое". Все же говорили - "это вершина!"... Оказалось - нет, я слышал такие истории много раз…