Больше рецензий

Josef-Knecht87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2021 г. 01:38

3K

1 Не то

Первые три книги я прочла, по сути, на одном дыхании. Грациозно, трогательно, иронично, тонко - вот как оно было.
А четвёртая книга - не то.
Совсем не то.
Хочу пояснить почему.
В моей жизни была девушка, с которой нас связывал длинный роман в письмах. Нет, ничего в итоге физического между нами не было, но с моей стороны это была действительно страсть.
И ещё потом было два увлечения. Более кратких: как вспышка.
И да, для меня как для девушки, которая вполне себе неплохо влюбляется в мужчин, это всегда оказывалось неожиданно.
Чувства эти были очень поэтичны, лишены всякой пошлости. И, видимо, из потребности сохранить возвышенность этих чувств, мы так и оставили их на уровне касания кончиков пальцев.
И мне было интересно, как такой сильный поэт как Пруст раскроет эту тему.
Страстно? Нежно? Сладко? Грешно? Утончённо?
Но никак. Никак он эту тему не раскрыл. Её там нет, по сути. Так, плоские хиханьки-хаханьки между Шарлюсом и его скрипачом.
Вот в финале "Германтов" сцена между Шарлюсом и Марселем очень сильная, горячая. В "Девушках" есть очень эротичный момент, когда Марсель первый раз осознал на себе взгляд Шарлюса.
А здесь всё как-то серенько и без огонька.
И все эти смешные девушки странные, прямо сплошь все лесбиянки - это как-то больше на иронию над рассказчиком тянет, чем на некую истину, которую автор перед читателем пытается смоделировать.
В этой книге нет столь полюбившегося мне прустовского юмора, попытки шутить есть, но юмора нет. Ну, разве что в самом начале.
Из всех героев самый симпатичный - Шарлюс. Его какая-то детская непосредственность в поисках удовольствий, ироничность, стремление как будто скрыть себя настоящего - всё это вызывает какую-то добрую и светлую жалость (в хорошем смысле) к нему. Марсель в этой части просто никакой. Переросток (иначе и не скажешь), который страдает бездельем. Говоря по-нашему, классический мажор. Его отношение к Альбертине даже не потребительское, а пренебрежительное.
А сама Альбертина в этом романе тоже никакая. Я даже не знаю, как назвать их чувства друг другу. Страсть? Да нет вроде.
Симпатия? Где она? Альбертину даже запасным аэродромом не назовёшь.
И самое грустное: этот роман Пруста лишён его очаровательной атмосферы.
Невероятно тягучей и плавной, которая, как качающаяся на волнах лодка, уносила меня куда-то в светлую даль по весне...