Больше рецензий

DarkGold

Эксперт

Да я простой чернобыльский мутант!

12 июня 2021 г. 20:39

756

2 Ой, боюсь-боюсь Елизавету Вудвилл… Ой, боюсь-боюсь мэрисьюх Филиппы Грегори!

Возможно, Анна Невилл интересна и симпатична мне по причине моих интереса и симпатии к её супругу Ричарду Третьему, но в любом случае – да, симпатична. Да, я тоже вхожу в число тех, кто считает, что в искусстве ей уделяют недостаточно внимания.
Да, именно по этой причине я взялся за «Дочь делателя королей», которую в официальном переводе додумались обозвать «Дочерью кардинала» (как вообще можно законнорождённую дочь мирянина-графа превратить в незаконнорождённую (потому что официально кардиналам, вообще-то, полагается целибат блюсти) дочь духовного лица?). И, по причине дебильного названия боясь официального перевода (хоть и вполне возможно, что переводчик к названию никакого отношения не имел), решил читать перевод неофициальный.
По поводу неофициального перевода скажу, что он вполне ничего, слог там хороший, но, вообще-то, надо определяться, Анна или Энн, или (так тоже было бы можно) Энн, пока не стала королевой, и Анна, когда ею стала. Но не так, как там: то Анна, то Энн, как переводчику на данный момент захочется. Так нельзя, ага; получается и вашим, и нашим, а в итоге ни вашим, ни нашим.
На этом с переводами закончим и перейдём к собственно роману.
Я ожидал найти в этом романе «хорошего» Ричарда Третьего. Думал: раз романы Филиппы Грегори позиционируются как отчасти любовные, то, наверное, будет хорошо раскрыта любовная линия Ричарда и Анны. Может, вообще будет какая-нибудь милота про то, как они ещё в детстве в жениха и невесту играли (допустим), а её отец это поощрял, надеясь в будущем устроить их брак. Почему бы и нет? Почитаю, поумиляюсь.
Где-то мне ещё попадалось: дескать, Филиппа Грегори утверждает, что освещает «место женщины в истории», и что-то там ещё она вещала про «white male power». Следовательно, должна она быть вся из себя феминистка-с-повесткой, показывать женских героинь сильными, интересными и многогранными личностями…
…и что же мы видим?
«Ой, завидую-завидую старшей сестре Изабелле…»
«Ой, завидую-завидую королеве Елизавете Вудвилл…»
«Ой, боюсь-боюсь Елизавету Вудвилл!!!»
«Ой, завидую-завидую Елизавете Йоркской!..»
Это её Анна Невилл. Одна из двух дочерей (пусть и младшая, пусть (по мнению Филиппы Грегори) и считали её старшую сестру Изабеллу красивее, но всё равно я не верю, что Анну с детства унижали и ни в грош не ставили на фоне старшей сестры, в конце концов, всего двое детей у их родителей было) едва ли не самого влиятельного и богатого на то время феодала: графа Уорика, Делателя королей. Анна Невилл, будущая королева Англии (пусть и, увы, ненадолго). Все её мысли на протяжении жизни – о том, что она либо завидует другим женщинам, либо их боится. И в основном это – женщины из рода Вудвиллов.
Снова-таки: вроде как сама Филиппа Грегори признавалась, что Елизавета Вудвилл – её самая любимая героиня. И видно это по тому, что все женщины Вудвиллов у неё – откровеннейшие мюрисьюхи самого низкого пошиба: невероятно прекрасные, элегантные, всеми желанные и взаправду владеющие магией. Милая Филиппа Грегори, да если бы настолько весь английский народ был уверен, что твоя любимица Елизавета Вудвилл – всамделишняя ведьма, не спасла бы её даже королевская корона. Восстала бы вся Англия, выволокла твою мэрисьюшечку из дворца и сожгла с молитвами на главной площади. Милая Филиппа Грегори, почему бы тебе не писать фэнтези или «альтернативную историю» с узаконенными ведьмами, а не пытаться вписать своих мэрисьюшечек в (относительно) историчное Средневековье?
В общем, да: соглашусь с отзывами, что все женщины у Филиппы Грегори, которые не из рода Вудвиллов, думают постоянно о женщинах из рода Вудвиллов. И – само собой, или завидуют им, или боятся. Так боятся, так боятся, никакого захватчика-военачальника (вроде того же Генриха Тюдора, или французов, или шотландцев, или ещё кого) так не забоятся. Потому что нет, не было и не будет никого прекраснее и страшнее женщин из рода Вудвиллов. Потому что все они – махровые мэрисьюхи.
И вообще, судя по отзывам на другие романы Грегори и по «Наследству рода Болейн», в которое я заглянул (на этот раз из интереса к Анне Клевской, четвёртой жене Генриха Восьмого; к слову, проглядывая этот роман, я умудрился обидеться за Генриха, а чтоб я обиделся за Генриха Восьмого (и вообще за Тюдоров, хе-хе), так это в лесу должен сдохнуть большой медведь), все «женщины в истории» у неё думают либо о мужчинах («ой, боюсь-боюсь» или «ой, люблю-люблю, хочу-хочу»), либо о других женщинах («ой, боюсь-боюсь» или «ой, завидую-завидую»). И не вижу я что-то у неё ни искренней дружбы между женщинами (даже теми, про которых и в Википедии упомянуто, что они привязаны друг к другу были), ни искреннего интереса женщин опять-таки даже к упомянутым в Википедии увлечениям. В частности, про Анну Невилл там написано, что она сдружилась со своей свекровью, матерью Ричарда, и любила обсуждать с ней религиозные произведения; но упомянут ли у Филиппы Грегори интерес Анны хоть к Священному Писанию, хоть к охоте, хоть к вышивке? Где её дружба со свекровью? Что она вообще любит, чем интересуется, что предпочитает? Думает ли она о чём-то, кроме мужчин (хорошим ли будет мужем) или других женщин («ой, боюсь-боюсь» или «ой, завидую-завидую»)? Нравилось ей в детстве изучать языки или больше нравилось обучаться танцам? Если любила охоту, то что именно ей больше нравилось на охоте: скакать верхом, спускать сокола на дичь, или, может, дичь она вообще жалела? Любила ли любоваться природой, или красивыми гобеленами, или ещё чем? А, вот, она любит красивые вещи; это выясняется почти к самому концу романа. И что, обозначение того, что «женщина любит красивые вещи», это феминистично? Это «место женщины в истории»? Да у любого мужчины-писателя позапрошлого (!!!) века женские персонажи были куда интереснее, многограннее, храбрее, горделивее. Хоть и на втором плане. Хоть и не выдавали их авторы перлов про «white male power» и не обозначали себя как пишущих про «место женщины в истории».
Господи, да даже расписав, какие женщина любит наряды, вполне можно этим раскрыть её как персонажа – как в «Унесённых ветром» Маргарет Митчелл! Но тут нет и этого. Более того, честно говоря, время от времени у меня в процессе прочтения «Дочери делателя королей» возникало ощущение, что Анна то опоена какой-нибудь маковой настойкой (и поэтому ей «что родное, что неродное – всё равно»), то, очнувшись, начинает отчаянно бояться (в основном, само собой, женщин из рода Вудвиллов). Нет, жизнь у неё, безусловно, была хоть и короткая, но бурная; и всё же я не верю, что она настолько в постоянном страхе жила. Иначе, простите, не понадобилось бы никакого туберкулёза в 28 лет, сердце бы не выдержало (от постоянного страха) гораздо раньше.
Да, «хорошего» Ричарда Третьего я здесь тоже не увидел. Он тут действительно довольно скользкий тип, так и остаётся в итоге непонятным, любил ли он Анну по-настоящему или в первую очередь охотился за её богатым приданым – и вот честно, шекспировский харизматичный злодей мне куда ближе и приятнее. Он хотя бы сперва дождался смерти Анны, а уже потом начал свататься к племяннице Елизавете (к слову, официально свататься, а не порочить до свадьбы, тиская по углам); а у Филиппы Грегори «хороший» Ричард только что не сношал оную Елизавету на глазах умирающей жены, объясняя это бедной Анне тем, что он-де только для того это делает, чтобы в глазах Генриха Тюдора Елизавету опорочить. И не замечал он, как неприятны Анне его дифирамбы Елизавете; вот прямо вообще не замечал, эмпатии как у бревна (а скорее хорошо придуривается). И это – «хороший» Ричард? Спасибо, лично я предпочитаю честных злодеев.
Но, как я понимаю, в глазах Грегори подобное поведение Ричарда «плохим» не делает. Ну разве можно не воспылать даже искренней страстью к родной племяннице (!!!), если твоя племянница – женщина из рода Вудвиллов, а значит, распрекраснейшая и элегантнейшая мэрисьюха? Ну это же естественно. И не безобразно.
Зато приказ об убийстве племянников он не отдавал. И Анна не отдавала. Даже нечаянно. Они просто из Тауэра испарились. Сами по себе. Правда-правда. Должно быть, это всё колдовство их матери и сестры; ну, они же всамделишные ведьмы, мы помним.
А я скажу честно: приказ об убийстве племянников я бы понял и отчасти оправдал куда скорее, чем страсть к племяннице. Да, политический ход; да, племянников жаль, но не мы такие, время такое и жизнь такая. Но Филиппа Грегори в этом Ричарда и Анну обеляет, зато считает вполне нормальным и объяснимым, когда дядя тискает родную племянницу. Ну, это ведь женщина из рода Вудвиллов, это же махровейшая мэрисьюха; тут не то что дядя, тут, поди, и родной отец мог бы страстью воспылать! И Филиппа Грегори его бы не осудила. Потому что женщины из рода Вудвиллов, потому что махровейшие мэрисьюхи. Потому что нельзя быть на свете красивой такой!
Любовная линия Ричарда и Анны, к слову, показалась мне блёклой, невыразительной и не цепляющей (а ведь как раз на неё я и возлагал здесь самые большие надежды). С одной стороны, конечно, спасибо, что Грегори не скатилась в порнушно-любовный роман, как, судя по отзывам, сделала в некоторых других своих книгах, но с другой стороны… А с другой стороны – Анна ведь Невилл, а не Вудвилл, так откуда у неё может быть яркая и цепляющая любовная история? Настоящая любовь – только для мэрисьюх из рода Вудвиллов, любимиц Филиппы Грегори.
И ожидал я, что у Грегори Анна хоть в чём-то, хоть когда-то, хоть наконец-то покажет характер – ну, книга же про «место женщины в истории», нет? Ан нет, не показала бедная Анна характера, даже став королевой. Так и осталась бессловесной боягузкой.
И пусть и правда была она смиренной и покорной, но, может, настолько всё же не стоило её опускать? Уж простите мне простонародный лексикон.
И, действительно, если уже говорить о хотя бы относительной историчности, то куда делись признанные добрачные бастарды Ричарда?
Что любопытно, при всём при этом книга читается быстро и с интересом. И местами воспринимается даже хорошо (особенно учитывая, что про Анну Невилл действительно пишут мало, и уж лучше Филиппа Грегори, чем Симона Вилар… да, меня и в неё угораздило заглянуть, и лучше бы я этого не делал).
И если бы хотя бы не обжимашки Ричарда с племянницей…
Но – женщины из рода Вудвиллов. Ведьмы, раскрасавицы, махровейшие мэрисьюхи.
Так что, мы всё понимаем. И не осуждаем.
По мнению Филиппы Грегори.
Вопрос только в одном: зачем было писать роман про Анну Невилл, если её интересуют только женщины из рода Вудвиллов?
Хотя – деньги же.
Так что и здесь мы всё понимаем.
…А сериал «Белая королева» получился внезапно весьма хорош. Хоть и не сказать, что идеален, но гораздо лучше книг. И Анна в нём гораздо больше похожа на истинную дочь Делателя королей.
картинка DarkGold

Комментарии


Они просто из Тауэра испарились. Сами по себе. Правда-правда.

Мне всегда казалось, что трагическая история с племянниками - самое слабое место в истории, которую стремятся репрезентовать ричардианцы. Ну не выдерживают критики все остальные версии. Только у Ричарда были мотив и возможность... и, как Вы пишете, "время такое и жизнь такая".
Правда, и на отношения с племянницей в то время смотрели иначе.
Что, впрочем, не делает точку зрения Филиппы Грегори менее пристрастной и, если судить по Вашему описанию, в чём-то лишённой внутренней логики.

Спасибо за интересную рецензию. Во многом с ней согласна)


Мне всегда казалось, что трагическая история с племянниками - самое слабое место в истории, которую стремятся репрезентовать ричардианцы.

Вот мне, если честно, тоже. И на самом деле, как бы ужасно это ни звучало с гуманистической точки зрения двадцать первого века, (предполагаемая) вина Ричарда в их смерти не делает его чудовищем. И мог он и искренне сожалеть о том, что ему пришлось так поступить.

Правда, и на отношения с племянницей в то время смотрели иначе.

А вот в отношения с племянницей я верю меньше всего. Ричард и возмущался этим слухом больше всего, и выдать Елизавету собирался за португальского принца, а сам после смерти Анны жениться на португальской принцессе. Я вообще думаю, что, может, Елизавета и любезничала с дядей-королём в надежде получить побольше привилегий (почему бы и нет), ему, вероятно, тоже было приятно полюбезничать с молоденькой хорошенькой племянницей (как любому дяде), а насчёт сексуального подтекста и любовного интереса - просто сплетникам всегда надо о чём-то сплетничать. Хотя, конечно, даже это полностью подтвердить или опровергнуть невозможно.

Что, впрочем, не делает точку зрения Филиппы Грегори менее пристрастной и, если судить по Вашему описанию, в чём-то лишённой внутренней логики.

Просто Филиппа Грегори слишком любит женщин из рода Вудвиллов, а я, в свою очередь, не люблю, когда автор начинает чересчур идеализировать и превозносить своих любимых героев)) Тем более, что это всё-таки не фэнтези с полностью выдуманными персонажами. И в чрезмерных восторгах по поводу женщин Вудвиллов мы с Грегори не сошлись.


И мог он и искренне сожалеть о том, что ему пришлось так поступить

Мог.

Ричард и возмущался этим слухом больше всего, и выдать Елизавету собирался за португальского принца, а сам после смерти Анны жениться на португальской принцессе.

Я тоже в принципе не верю в эту сплетню. Но Грегори ведь пишет роман, наверное, она может использовать слухи, если они не противоречат контексту и менталитету эпохи.
Но это теоретически, лично мне не нравится подход Грегори к истории)

Грегори слишком любит женщин из рода Вудвиллов, а я, в свою очередь, не люблю, когда автор начинает чересчур идеализировать и превозносить своих любимых героев

Прекрасно понимаю) Мне кажется, это даже может вызвать обратный эффект. Например, меня раздражают чрезмерные восторги даже по поводу симпатичных мне исторических персонажей. Невольно думаешь, "у всего должна быть мера")


лично мне не нравится подход Грегори к истории)

Вот и мне тоже)) Так-то, конечно, автор художественного произведения может и слухи использовать, и что-то дофантазировать, и любовно-эротические романы об исторических лицах писать - тоже не преступление, и своя читательская аудитория найдётся. Но мне тоже не пришёлся по душе подход Грегори - и к истории, и к женским персонажам, которые у неё, казалось бы, на переднем плане, но увы. Да и мужские не лучше, хоть и по-своему.

меня раздражают чрезмерные восторги даже по поводу симпатичных мне исторических персонажей.

И меня)) По поводу того же Ричарда Третьего, к слову.