Больше рецензий

9 июня 2021 г. 15:18

726

3.5 И я стал больше, чем я был, и чем я буду ещё.

Заплутавший в горах альпинист. Контрабандист с грузом героина. Учёный, изучающий свойства бутанской бронзы. Итальянский профессор, ищущий просветления, и сопровождающая его молодая жена. А может, это всё лишь предлоги, а настоящие мотивы лежат глубже? Несколько очень странных людей почти одновременно оказываются в уединённом горном монастыре, расположенном близ священной долины...

Написана книга интересно. Иногда тяжеловесно, очень уж многоуровневые словеса автор пытается накручивать и не признаёт хоть одного предложения без метафоры, но в них несомненно видна любовь Парнова к востоку и его эстетике, желание передать её. Мне это ассоциативно напомнило картины Рёриха с горами, которые я, по правде, никогда не считал особенно талантливо написанными, слишком уж они четкие, яркие и в этом будто слегка гротескные, но по ним также видно, что художнику это всё очень дорого. Рёриха как источник вдохновения, собственно, Парнов и не скрывает: в одной из сносок он прямо на Николая Константиновича ссылается.

Довольно долго концептом "Фамагуста" напоминала мне Солярис в восточной переработке, и это здорово портило впечатления: с "Солярисом" в моей голове сложно конкурировать. Но это было до обдумывания и попытки собрать свои впечатления в один связный текст, потому что с какого-то момента в голове щёлкнуло: я вижу тут совсем не то, что сказано прямо. Возможно, не то, что закладывал в книгу сам автор, но определённо то, из-за чего история для меня заработала значительно лучше.

Спойлерное.

Версия с инопланетянами и всяческой внеземной сущностью, которую приняли для себя герои, мне совершенно не кажется рабочей. Да, герои полагают, что какая-то машинка желаний исполняет их хотелки, но я не вижу на это никакого однозначного указания. И более того, к концу, по-моему, даже Чарли начал приходить к мысли, что всё это работает как-то не так и на деле всё в его (кривых) руках, только не успел её закончить. Я же полагаю, что место действительно какое-то святое. В нём сами люди "перепрошиваются" и получают расширенный функционал, исполняют свои желания - как умеют.

Но вот нюансик: сверхчеловек буддизма не должен ничего желать. Это должен быть человек, максимально отрешенный от всего земного, чьи желания не смогут загнать его в ловушку, как вышло с Джой. Герои же суетны и мелки, они хотят денег, не умирать, женщин и много чего ещё, с чем в итоге не способны совладать. Полагаю, долина - колыбель для будущего будды, Майтрейи, которого в начале не раз вспоминали, и она его ждёт - просветлённого и готового. Люди цивилизации не были такими, и Норбу тоже им не стал: он тоже оказался полон своих хотелок, просто у него они немного другого порядка.

Именно в этом контексте игрища героев в создание вещей кажутся особенно ироничными. Потому что создать алмаз (стабильная и сравнительно простая решётка), это запросто. Но вот создавать какие-то бытовые, простые вещи юным демиургам не под силу, ведь они очень приблизительно представляют себе, как работает автомобиль или какая там химическая формула у резины. Не готовы к этому наши недобоги, они не умеют управлять своими желаниями по-настоящему. И тем более не готовы создавать людей - лишь их пустые внешние оболочки, вытащенные из памяти, с крайне ограниченным функционалом.

свернуть

Также, как творения Рёриха, "Фамагуста" не кажется мне особенно талантливым романом. Да и к структуре при желании можно легко прикопаться: многие линии Парнов никак не заканчивает, а просто бросает, и нет, далеко не везде это выглядит как "открытый финал". Но при этом книга очень любовно выписана, с явной пристрастностью и вниманием к образам, с большим желанием создать атмосферу гор и восточной мистики, которую можно по-разному толковать. И это действительно подкупает и увлекает.

картинка Zato