Больше рецензий

ivan2543

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 ноября 2012 г. 22:27

18

3.5

Тед Чан. «Купец и волшебные врата», повесть.

Первое прочитанное мною у автора произведение. Рассказ, или, вернее, короткая повесть, является стилизацией под истории «Тысячи и одной ночи». И стилизация удалась – атмосфера восточной сказки ощущается очень хорошо. Впрочем, в этом ничего нового – вон, хотя бы взглянуть на сказки Гауфа.
Идейная сторона повести оставляет противоречивые ощущения. С одной стороны, как притча, эта история безупречна. Нет смысла жить прошлым и бесконечно казнить себя – нужно найти в себе силы, раскаявшись, начать жизнь заново. Не пытаться исправить непоправимое, но не совершать более таких проступков и предупреждать других. Короче – жить в настоящем, а не в прошлом. В принципе, мораль правильная, и, учитывая культурный контекст, вполне укладывается в рамки исламской нравственности.
Однако такой абсолютный детерминизм я принять не могу. Собственно, он противоречит и основным гипотезам, касающимся путешествий во времени – сейчас принято считать, что путешественник может предпринимать в прошлом любые действия, как и в своей реальности, ведь все равно та реальность, куда он переместился, является альтернативной. И, вернувшись домой, такой путешественник обнаружит, что «предотвращенные» события все равно произошли. Мне такой взгляд кажется более логичным. Представленная же в книге модель событий абсолютно необъяснима с научной точки зрения. Ведь купец мог успеть. Не успел, но теоретически подобная возможность существовала. Да и вообще, не люблю я разговоров о «всемогущей судьбе», уж слишком многое можно оправдать подобными аргументами.
Итог: рассказ с хорошей моралью и спорной картиной мира.


Тед Чан. «История твоей жизни», сборник рассказов.

Как раз из-за того, что об этом сборнике рассказывают очень много хорошего, мне долгое время не хотелось его читать. Современный автор, написавший очень мало, но при этом получивший определенный культовый статус – воображение рисовало очередного «скороспелого классика»-гуру. Я опасался, что это очередная пафосно-нравоучительная чепуха, которой так много среди «современной прозы». На эту мысль меня навели названия рассказов, то приглашающие что-то понимать, то претендующие рассказать «Историю твоей жизни» (моей? Хмм...), то содержащие растиражированные библейские образы.
Но тут флэшмоб на Лайвлибе – и я подумал, почему бы и нет? Для общего развития прочитать стоит, ведь аллергии на малую прозу у меня нет, и напротив даже – хороший рассказ, хоть и встречается не часто, стоит больше хорошего романа.
Сначала положительный момент. Нет, Тед Чан не слишком стремится «учить жизни» и весьма далек от всяческой поп-эзотерики. Большая часть его рассказов – НФ, претендующая на «твердость». Но, при этом, определенная эффектная, но сомнительная философия в его творчестве все же имеется.
Беда в том, что Тед Чан – фаталист. Чем он гордится и при всяком удобном случае свое мировоззрение декларирует и проповедует. Мне же подобное мировоззрение никак не близко и даже наоборот. Да и «научность» такой фантастики становится сомнительной – в современную научную картину мира абсолютный детерминизм не вписывается.
Зато проповедь фатализма – это хороший пиар-ход. Почти беспроигрышный, потому, что на подобной философии можно построить немало слезовыжимательных сюжетов. И определенная часть читателей (с Офигенно Богатым Внутренним Миром, да) получат очень сильное впечатление. Но это игра на эмоциях, дешевый трюк. Потому что человеку легко думать, что произошедшее с ним неизбежно. Ведь это не так тяжело и обидно, как понимать, что если бы не случайность или чей-то (человеческий!) злой умысел – то неприятностей можно было бы избежать. Такая философия ведет в тупик, психологически опасна – не зря многие религии крайне негативно относятся к предсказаниям будущего.
Именно поэтому заглавная повесть сборника, по совместительству opus magna и самая популярная вещь автора – совершенно меня «не зацепила». Да, она хорошо написана, в ней присутствует любопытнейший сюжет – но вот когда линия с инопланетянами не привела никуда, наступило разочарование. Потому, что ждал повести о Контакте – а получил сомнительную притчу с внушающей отторжение моралью.
Что касается остальных произведений в сборнике – вкратце.
«Вавилонская башня» - очень атмосферно, многословно, основательно. Любопытнейший и очень ироничный мир.
«Понимай!» - очень сильное описание становления сверхчеловека; к сожалению, с финалом сомнительной убедительности.
«Деление на ноль» - хорошая идея, но воплощение подозрительно смахивает на мейнстримовую сентиментальную чепуху, которую полагается «читать, укрывшись теплым клетчатым пледом». К тому же, ученый-математик, сошедший с ума из-за деления на ноль – это фантастика покруче пришельцев и машины времени.
«72 буквы» - прекрасный и причудливый мир, в котором Каббала заменила физику. Автор виртуозно обыгрывает множество заблуждений науки минувших веков – в его мире все они становятся реальностью. К тому же, эта повесть – гимн программистам, ведь именно их коллегам-«номинаторам» суждено спасти человечество на ее страницах. Рассказ чем-то напомнил творчество Г. Л. Олди.
«Эволюция человеческой науки» - набросок, миниатюра для журнала. Для раскрытия темы маловато, о расколе человечества в результате революционного развития интеллекта другие писали больше и убедительнее.
Что хотел сказать автор рассказом «Ад – это отсутствие Бога», я так и не смог понять. Но здесь он «оседлал» любимую тему – Бог безумен, справедливости нет, все предопределено, наказание неадекватно преступлению, что ни делай – будет как будет. Вот только почему-то мне, в отличие от автора, кажется, что герой получил по заслугам.
Напоследок негативное впечатление сгладила повесть «Тебе нравится, что ты видишь?» Несмотря на несколько примитивное понимание проблемы внешней красоты – ведь красивым может быть не только лицо, но и фигура, походка, голос, манера себя вести также могут создавать привлекательность – повесть весьма интересна, а ее необычная форма (сценарий фильма-дискуссии) позволяет раскрыть все точки зрения на эту проблему.
Итог: как мне кажется, читатели Теда Чана испытывают влияние двух психологических эффектов. Во-первых, существующего стереотипа «краткость – сестра таланта». Во-вторых – представления о элитарности «штучной работы» (автор потрясающе неплодовит – 8 рассказов и повестей, вошедших в сборник, писались 12 лет). Чан, безусловно, очень талантлив – но называть его творчество гениальным я бы поостерегся. Слишком глубоко он в плену фатализма и любви к сильным психологическим эффектам. Диапазон оценок за рассказы – от 6 до 8 по 10-тибалльной шкале. Итого – 7 из 10.

Благодарю Flesa за рекомендацию!